Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Реализация Программы развития в рамках модернизации образования. Из опыта работы МОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области (Скачать) Гулевская О.Н., зам. директора по ВР Педагогический коллектив нашей школы всегда отличало новаторство, стремление к освоению нового. Работа в инновационном режиме – норма для педагогического коллектива школы. Весомый вклад внесла школа в развитие и распространение Липецкого опыта. МОУ СОШ с. Вторые Тербуны – дипломант Всесоюзного конкурса «Школа года»(1991г.). Школа постоянно участвует в экспериментальной работе. В 1990-1995 гг. она являлась республиканской экспериментальной площадкой по апробированию государственного базисного учебного плана, в 2001-2005 годах – по совершенствованию структуры и содержания общего образования. С 2003 года школа участник эксперимента по введению единого государственного экзамена. Основные результаты экспериментальной работы:
Именно эти результаты стали предпосылками осознанной необходимости в дальнейшем развитии школы и легли в основу разработки первой Программы развития нашего ОУ. Она была создана в 2005 году и своей целью ставила внедрение результатов республиканского эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в практику сельской школы. Понимание необходимости реформирования системы образования привело к неизбежности включения образовательного учреждения в инновационный процесс, требующий постоянного нахождения в своем «инновационном поле» - поля создания и освоения конкретного новшества. Два года работы по реализации первой Программы развития школы позволили достичь определённых результатов:
Эти результаты признаны и оценены государством и обществом. Подтверждение тому – победа школы в 2006 году в проводимом в рамках ПНП «Образование» конкурсе ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы и получение президентского гранта в 1 миллион рублей. Всё это позволило заявить о конкурентоспособности школы и стало отправной точкой для разработки в 2007 году новой Программы развития школы, определения стратегических направлений дальнейшей деятельности ОУ. Целевая комплексная программа развития школы (2007г.) разработана педагогическим коллективом и является организационной основой для реализации государственной политики в области образования на уровне общеобразовательного учреждения, выступает в роли метода управления процессом устойчивого развития образовательного учреждения. Принятие программы обусловлено стремлением к созданию условий для мотивации образовательной деятельности обучающихся с целью формирования конкурентоспособной личности, её лучшей ориентации и адаптации при правильном выборе будущей профессии, формирования социализирующей среды, обеспечившей подготовку личности, способной к самоорганизации, самообразованию, самореализации. В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в указанный период предполагает внедрение результатов, полученных образовательным учреждением в ходе участия в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию содержания и структуры общего образования, реализацию приоритетного национального проекта «Образование», что позволит образовательному учреждению закрепить за собой статус «школы инновационной деятельности», конкурентоспособной школы, школы-бренд. Алгоритм инновационной деятельности образовательного учреждения выстроен по следующей схеме: Меморандум ОУ – образовательный результат – приоритеты инновационной деятельности – программа инновационной деятельности. С каждым годом возрастает готовность всех участников образовательного процесса к участию в разработке, апробации и внедрении проектов инновационной деятельности школы, к согласованным решениям по реализации образовательной стратегии учреждения. Ежегодно оценивается имеющийся у школы ресурс и состояние социума для выбора приоритетов инновационной деятельности на учебный год. Позитивными факторами мобилизации внутреннего ресурса на ближайшие годы являются сплочённость педагогического коллектива в отстаивании права на инновационную деятельность, укрепление убеждённости коллектива в правильности стратегической линии развития ОУ. Эффективность внедрения образовательных проектов инновационной деятельности во многом определяется инновационной активностью всех участников образовательного процесса, качественным составом педагогических работников школы. Осуществление деятельности, основанной на прогнозе, - основополагающий принцип ОУ, выполняющего социальный заказ общества, жизнь которого насыщена активными изменениями.
Коллектив ставит перед собой задачу устойчивого целенаправленного инновационного развития школы, определяя для себя следующую схему действий:
создание ОБРАЗА будущего школы – разработка и оценка проекта МОДЕЛИ будущего школы – определение РЕСУРСОВ реализации проекта – подготовка поэтапного ПЛАНА намеченной цели. Стратегия инновационного развития образовательного учреждения: экспериментальная школа – конкурентоспособная школа – школа-бренд. Этап деятельности ОУ в экспериментальном режиме реализован. Задача коллектива – закрепить репутацию ОУ как учреждения, обеспечивающего доверие потребителя, устойчивый уровень качества образования, как лидера, ориентированного на устойчивое развитие общешкольных и классных творческих дел. Педагогическим коллективом определён концептуальный проект будущего состояния школы как системы, обозначены приоритеты деятельности образовательного учреждения. Главная задача образовательного учреждения – подготовить такого выпускника, который сможет осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть конкурентоспособным в современном социуме. Задача нашла отражение в трёх ключевых идеях (профильность, профориентация, социальность), что закреплено в Меморандуме образовательного учреждения. Меморандум образовательного учреждения Образовательные проекты, реализуемые школой, содействуют становлению нового качества российского образования. Миссия ОУ - создать такую педагогическую среду, в которой каждый ученик сумеет реализовать свои способности, творческие возможности и найти собственное уникальное предназначение в жизни. Таков стратегический идеал, к которому школа устремлена в инновационном поиске. Задача ОУ состоит в том, чтобы выпускник нашей школы не просто приобрел конкретные готовые знания, а получил такое фундаментальное образование, которое позволило бы ему осознанно осуществить свой профессиональный выбор, самостоятельно продолжить образование и быть конкурентоспособным в современном социуме. Стратегию развития ОУ определяют пять ценностных ориентаций: 1. Профильность. Задача ОУ - создать педагогические условия, в которых каждый учащийся школы сможет получить современное фундаментальное образование, позволяющее ему не только найти определённый профиль учебной деятельности, но и сформировать умение самостоятельно учиться, а при необходимости организовать самообразование. 2. Профориентация. Задача ОУ - создать педагогические условия, в которых каждый ученик сможет выбрать будущую профессию в соответствии со своими склонностями и способностями. 3. Социальность. Задача ОУ - создать педагогические условия, в которых каждый ученик за время обучения в школе сможет сформировать набор компетентностей, помогающих ему активно включиться в жизнедеятельность современного социума. Толерантность, коммуникабельность, готовность к конструктивному диалогу, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности, - компетентности, помогающие выпускнику школы стать конкурентоспособным в современном социуме. 4. Здоровьесбережение. Задача ОУ - создать педагогические условия, в которых совместными усилиями учителей, учащихся, родителей достигается сохранение, восстановление, совершенствование физического, психического и нравственного здоровья учеников в образовательной среде школы. 5. Гражданственность. Задача ОУ - создать в школе демократическую среду, содействующую формированию готовности выпускника, как личности, имеющей активную гражданскую позицию, жить по нормам гражданского общества. Разнообразные формы школьного самоуправления, партнерство во взаимодействии участников образовательного процесса, открытость обсуждения проблем жизни школы, организация учебной и внеучебной деятельности на демократических началах - эти и другие формы школьной жизни содействуют формированию мотивации к гражданским поступкам и взрослых, и детей. В соответствии с образовательной стратегией, закреплённой в Меморандуме, определены следующие приоритетные направления: создание модели профориентационного профильного пространства школы; создание демократического уклада школы; создание здоровьесберегающей педагогической среды школы. Для реализации приоритетной деятельности созданы образовательные проекты. Проекты программы развития школы Проект «Школа будущего» Цель: модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Проект «Академия успеха» Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетенции педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Проект «Информатизация образовательного пространства» Цель: интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению. Проект «Здоровьесбережение» Цель: обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе. Ожидаемые результаты инновационной деятельности Создание школы-бренда. Преимущества школы-бренда: успешность работы в конкурентной среде; наличие постоянного потребителя и упрощение процедуры выбора школы потребителем; гарантия качества предоставляемых потребителю услуг; идентификация школы среди школ-конкурентов; инвестиционная привлекательность. Качество образования. Под качеством образования нами понимается уровень образованности выпускника школы, отражающий наличие у него трёх ключевых компетентностей: предметной компетентности (профильности); профориентационной компетентности (профориентации); социальной компетентности (социализации). Создание модели учителя. Учитель с осмысленными потребностями в новациях, владеющий следующими компетенциями:
Модель родителей. Родители, способные не только дать школе грамотный социальный заказ, но и являющиеся активными участниками образовательного процесса школы. Результативность проекта для общества будет измеряться успешностью создания демократического уклада образовательного учреждения как модели гражданского общества. Результативностью проекта для образовательной системы будет создание инновационной модели профориентационного профильного пространства, включающего в себя предпрофильную и профильную школу. В основе модели - компетентностный подход в обучении и воспитании, что и является ее ценностью. Нашему педагогическому коллективу приятно сознавать, что в своё время мы предугадали основные идеи новых федеральных государственных образовательных стандартов, которые сейчас разрабатываются на самом высоком уровне, так как их ключевыми моментами являются требования инновационности базового образования и необходимости компетентностного подхода в обучении и воспитании детей. За прошедший период реализации Программы развития школы (с 2007 года) достигнуты следующие результаты.
Результативность независимых экзаменов за 3 года
третий урок физкультуры; организация спортивных секций и кружков; организация спортивных секций районной ДЮСШ; введение за счет школьного компонента дополнительных уроков здоровья с элементами закаливания, корригирующей гимнастики, развивающих игр; введение динамической паузы в школьное расписание; укрепление спортивной базы; проведение физкультминуток на каждом уроке; неделя «АнтиСПИД».
организация горячего питания; организация лагеря с дневным пребыванием детей во время каникул; сбор лекарственных трав и использование их в школьной столовой для приготовления напитков, компотов; выращивание овощей и фруктов для школьной столовой в подсобном хозяйстве; ежемесячные Дни здоровья; спортивный месячник; вовлечение учащихся в спортивные секции; витаминизация пищи в школьной столовой; организация медосмотра учащихся.
Несмотря на достигнутые результаты, не все в содержании и организации воспитательного процесса устраивает педагогов, учащихся и родителей. Существование подобного рода неудовлетворённости не позволяет достигнуть желаемого уровня эффективности и успешности ОУ и обуславливает потребность в моделировании и построении воспитательной системы, основанной на системном подходе в управлении воспитательным процессом и жизнедеятельностью школы. Реалии современной действительности делают актуальной проблему разработки современных программ воспитания школьников, что является объективно назревшей необходимостью в контексте процессов, связанных с переосмыслением воспитания как общегосударственной проблемы, усиления воспитывающей составляющей образовательного процесса. Первоочередной задачей является постоянное совершенствование содержания воспитательного процесса с учётом запросов современного общества, удовлетворения интересов и потребностей детей в личностном, воспитательном, творческом развитии. Одно из важнейших условий педагогической деятельности, обеспечивающей инновационную образовательную среду, - системность. Новации в воспитании и обучении будут восприниматься как норма, если создана модель воспитательной системы с чёткими, оправданными принципами. Школе необходимо не только создать воспитательную систему школы, но и обеспечить педагогически грамотный переход: воспитательная система школы воспитательная система класса индивидуальная траектория личностного развития школьника А для этого школе нужен педагог с осмысленными потребностями в новациях, способный осуществить этот переход. В целях реализации программы развития, совершенствования воспитательного процесса, профессионального роста педагогов, создания собственной модели воспитательной системы школы мы приняли участие в региональном конкурсе на присвоение статуса экспериментальной площадки. Успешно прошли отборочный этап и этап защиты экспериментальной программы на экспертном совете ЛИРО. В 2009 год мы вступили в статусе региональной экспериментальной площадки по направлению «Эффективные модели воспитательной работы в ОУ». Тема эксперимента выбрана нами не случайно: «Системный подход в управлении воспитательным процессом как фактор успешной жизнедеятельности общеобразовательного учреждения». Актуальность предлагаемой темы эксперимента заключается в противоречии между потребностью в создании системы поддержки индивидуального развития каждого учащегося и недостаточной разработанностью подобных технологий в воспитательном пространстве школы. Общество ориентировано на индивидуализацию образования. Формирование индивидуальных траекторий развития ребёнка, создание благоприятных условий для всесторонней и полноценной реализации его способностей – это социальный заказ, который время, современная действительность ставит перед школой. Чтобы достигнуть заявленного, понадобится единение, мобилизация всех сторон образовательного процесса. Поэтому принцип взаимодействия учащихся, родителей и педагогов должен основываться на соавторстве, сотрудничестве, сотворчестве. Решение поставленной задачи полностью соответствует стратегии развития школы и необходимо для достижения новых образовательных результатов, соответствия современным социальным требованиям. Педагогический коллектив нашей школы считает: идти вперёд - значит жить. Жить – значит действовать, пробовать, искать, быть постоянно в движении, в развитии. Остановиться на этом пути – значит потерять право даже на существование. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 508 | |
Всего комментариев: 0 | |