Понедельник, 29.04.2024, 01:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
К какой категории пользователей Вы относитесь?
Всего ответов: 110
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательной сферы младшего школьника средствами современных образовательных технологий в условиях обучения по ФГОС

О.Н.Гулевская, аспирант кафедры ПНО ЕГУ им. И.А.Бунина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
school2vr@mail.ru

Особенностью содержания современного начального образования в условиях ФГОС является не только и не столько ответ на вопрос, что ученик должен знать, сколько вопрос о том, что он должен уметь, какими универсальными учебными действиями в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах он должен овладеть, чтобы обладать способностью к организации самостоятельной учебной деятельности, самообразованию и саморазвитию.

         Среди групп универсальных учебных действий, составляющих основу развития личности школьника и достижения метапредметных результатов образования значительное место занимают познавательные УУД.

Развитие познавательной сферы младшего школьника базируется на формировании у него таких универсальных действий и способов деятельности, как общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем. По логике ФГОС успешное обучение в начальной школе возможно, если сформированы:

         общеучебные действия (такие, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск, отбор и обработка информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; работа с основными компонентами текста учебника: оглавлением, учебным текстом, вопросами и заданиями, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками; определение темы и главной мысли текста; деление текста на смысловые части, составление простого плана; владение различными видами изложения текста; моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область и др.);

логические действия: (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение; подведение под понятия, выведение следствий; установление аналогий, причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; владение рядом общих приемов решения задач; выдвижение гипотез и их обоснование);

        действия постановки и решения проблемы: (формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Как видим, указанные умения не привязаны к предметному содержанию, универсальны и служат основной для достижения учеником главного результата – освоения умения учиться. А следовательно, и формирования положительной устойчивой мотивации учения, освоения мира, получения и самостоятельного применения знаний.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития», перехода от педагогики памяти к педагогике мышления. Привычные для педагога знания, умения и навыки перестали быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, не проникали в школу, как бы не менялись программы и учебники, развитие у ребёнка устойчивого интереса к учёбе, к знаниям, потребность в их самостоятельном поиске, остаётся одной из проблем, волнующей учителей. Задача формирования познавательных интересов очень актуальна для построения учебного процесса, т. к. школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать расширению кругозора.

Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, за какой-либо иной стимул. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер. От умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их познавательное развитие, что убедительно доказывает современная педагогика.

Познавательные способности человека - это свойство мозга изучать и анализировать окружающую действительность, находя способы применения полученной информации на практике. Познание - сложный и многоуровневый процесс. Можно выделить четыре основных аспекта, формирующих познавательный процесс и отвечающих за познавательные способности каждого человека: память, мышление, воображение, внимание [5, с.36]. Исследователь Р.С. Немов считает, что память - процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации; мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности; воображение - это познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путём переработки материала, полученного в предшествующем опыте; внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте [7, с. 240].

Познавательные способности в младшем школьном возрасте характеризуются следующими особенностями: память – механическая, наглядно-образная, обладает некритичностью; мышление - «впитывающее», конкретное, связанное с реальной действительностью и наблюдением; внимание – непроизвольное, характерна небольшая устойчивость; воображение – воссоздающее и творческое, присутствуют элементы простого воспроизведения.

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности.

В процессе учения, в своей учебно-познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – главная задача всего учебного процесса. Решение её в значительной мере обусловлено познавательным интересом.

Познавательная деятельность вооружает знаниями, умениями, навыками; содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейных, эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Процесс обучения определяется стремлением учителей активизировать учебную деятельность учащихся. Суть активизации учения школьника посредством проблемного обучения заключается не в обычной умственной активности и мыслительных операциях, она состоит в активизации его мышления, путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов. Активность учащегося в процессе обучения – волевое действие, деятельное состояние, которому свойственны глубокий интерес к учению, усиление инициативы и познавательной самостоятельности, напряжение умственных и физических сил для достижения поставленной в ходе обучения познавательной цели.

Сущность активной учебно-познавательной деятельности определяется компонентами: интерес к учению; инициативность; познавательная деятельность. Было установлено, что эффективность усвоения учебного материала во многом зависит от познавательного интереса учащихся. Поэтому учет познавательных интересов в учебно-познавательной деятельности позволяет оптимизировать весь учебно-познавательный процесс как целенаправленно организованную деятельность по присвоению учащимся социально значимых ценностей, выработанных человечеством.

В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация. Именно она помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, дать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.

Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений; позволяет решать задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект познания и деятельности.

Решение той или иной проблемы на уроке способствует формированию мотива деятельности, учащихся, активизации их познавательной деятельности. Можно давать весь материал в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры, но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность увидеть закономерность. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принцип значимости учебной деятельности для ребенка имеет важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. 

Все вопросы активизации познавательной деятельности ученика в качестве основного элемента обязательно имеют в своем составе вопрос, задачу, задание, наглядные образы и их сочетание. Суть активизации состоит в том, что при определенных условиях эти понятия являются формой выражения проблемности. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют едва ли не первостепенное значение, т. к. мыслительная деятельность учеников стимулируется постановкой вопросов.

Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую учащимися проблему, область неизвестного, нового знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс. Вопрос становится проблемным при следующих условиях: 1) он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации; 2) содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; 3) вызывает чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.

В качестве примера выращивания общеучебных и познавательных умений служит технология проблемного диалога или проблемно-диалогическая технология, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности.

         Данную технологию, разработанную кандидатом психологических наук, доцентом Е.Л. Мельниковой, педагоги нашей школы используют с начала перехода на обучение по ФГОС, который мы совершили в экспериментальном режиме в 2010 году и завершаем в мае 2014 года выпуском 4 класса как одного из первых, обучающихся по новому Стандарту в Липецкой области.

Проблемный диалог на уроке используется для постановки учебной проблемы и поиска её решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий [6, с. 37].

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивают творческие способности. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление или затруднение, которые  способствуют появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления или затруднения – нет диалога.

Рассмотрим приемы создания проблемных ситуаций и  с помощью побуждающего диалога  сформулируем тему урока или проблемный вопрос.

Урок русского языка. Естественно, тема урока детям не называется.

- Прочитайте слова: известие, весть, вестник, известный, известно.

– Что общего у этих слов? (слова однокоренные)

- На какие две группы можно разделить слова? (в одном столбике в словах «т» произносится, в другом – не произносится)

- Какой вопрос у вас возник? (почему в некоторых словах «т» не произносится)

Так определилась проблема, которую нужно решить. Это произошло с помощью предъявления классу двух противоречивых фактов. Из возникшего вопроса легко сформулировать учебную проблему как тему урока.

- Какова  тема урока? (непроизносимые согласные)

Ещё один приём: можно столкнуть разные мнения учеников.

- В словах на доске выделите корень: липка, горка, берёзка, мухоловка.

- Все согласны? (нет, в слове «мухоловка» два корня –мух- и –лов-)

- Сколько мнений в классе? (два)

У детей разные мнения вызвали реакцию удивления, т.е. возникает проблемная ситуация.

- Какой вопрос возникает?( Сколько корней в слове «мухоловка»?)

Так рождается учебная проблема как вопрос.

Следующий приём может иметь другую основу: противоречие между житейским (он может быть ограниченным или даже ошибочным) и научным фактом. Сначала надо обнажить житейское представление учеников, а потом с помощью опыта или эксперимента предъявить научный факт [6, с. 49].

Урок окружающего мира. Необходимо разобраться с тремя состояниями воды.

– Как вы думаете, можно ли ходить по воде? (нет, можно утонуть)

- А почему же никто не утонул на прогулке?

 Удивление. Молчание. Потом отдельные фразы:

- Мы не ходили по воде. Мы ходили по площадке. По снегу. По льду.

- У меня  в стакане то, по чему вы ходили, т. е. снег и лёд. Что происходит? (тают, превращаются в воду)

           - Какова тема нашего урока?

Так создаются проблемные ситуации с удивлением.

Существуют приёмы создания проблемных ситуаций с затруднением.

Учитель даёт задание, не выполнимое, в принципе.

- Решите задачу: Миша подарил 4 одноклассницам по 3 ромашки каждой. Сколько всего ромашек у девочек? (имейте в виду, что дети знают только два арифметических действий: сложение и вычитание)

- Запишите решение задачи: 3+3+3+3=12

- Решите подобную задачу: На одну рубашку пришили 6 пуговиц. Сколько пуговиц пришьют на 120 рубашек?

Ученики испытывают затруднение. Возникает проблемная ситуация, которая подводит к знакомству с темой «Умножение».

Следующий приём состоит том, что учитель даёт практическое задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

- Перед вами ряд чисел: 7, 3, 35, 8, 56. Что это за числа?(однозначные и двузначные). Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7.  Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7.

Конечно, дети при выполнении задания сталкиваются с затруднением, им не хватает знаний и умений для его выполнения. Так происходит осознание новой темы урока и постановка учебной цели.  

Есть ещё один способ постановки учебной проблемы – сообщение темы урока с мотивирующим приёмом. Это приемы «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна»  могут  быть использованы сказки, легенды, случаи из истории науки, культуры, из повседневной жизни, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но всё-таки связанный с уроком. Приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока лично для каждого ученика.

Рассмотрим, как с помощью диалога дети смогут открыть новые знания. Начнём с побуждающего диалога. С помощью отдельных стимулирующих вопросов и предложений учителя, ученики выдвигают и проверяют гипотезы, пока не дойдут до истины.

Вернёмся к уроку русского языка по теме «Непроизносимые согласные».

- Почему в некоторых словах согласный «т» не произносится? Какие есть гипотезы? Идеи?

В сильном классе есть вероятность, что первая же выдвинутая учениками гипотеза окажется решающей. Но может случиться так, что побуждающая реплика «Какие есть идеи?» не срабатывает, гипотезы не выдвигаются. В подобном случае можно дать подсказку.

- Где стоит непроизносимый согласный «т»? Подчеркните соседние буквы («т» стоит между двумя согласными)

- Понаблюдайте за буквой «т» в двух столбиках (во 2 столбике «т» стоит между двумя согласными, а в первом после «т» нет согласного)

- Какой вывод сделаете? (Согласный не произносится, когда после него стоит согласный)

Второй путь поиска решения учебной задачи – использование подводящего диалога. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят к открытию нового знания.

Вернёмся к уроку русского языка по теме «Сложные слова»

- Почему птичку называют «мухоловка»? (она ловит мух)

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «мух». Выделите корень.

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите корень.

- Есть ли корни -мух- и -лов- в слове «мухоловка»? (есть)

- Так сколько корней в слове «мухоловка»? (два)

-Вот такие слова называются сложные. Сформулируйте определение.(слова с двумя корнями называются сложными)

- На какой темой нам предстоит работать?(сложные слова)

Таким образом, открыть новые знания на проблемном уроке можно тремя способами:

1) побуждающий диалог с выдвижением и проверкой гипотез;

2) подводящий диалог с учебной проблемой;

3) подводящий без проблемы диалог.

Итак, на проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Значит, технология проблемного диалога обеспечивает творческое усвоение знаний: «Спросил, открыл, создал», тогда как на уроке объяснения нового материала педагог сначала сам сообщает тему и знание, а затем даёт задание всё выучить или пересказать.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить.

В современном образовательном пространстве чрезвычайно высок интерес к деятельностным технологиям обучения, применение которых помогает ученику занять по отношению к учебе, к другим людям и к самому себе позицию субъекта – автора, инициатора собственной учебы и жизни. Одним из примеров использования деятельностного подхода в обучении является проектная технология, которая формирует самостоятельность, сознательность обучения. Опыт выполнения проектов показывает их безусловную перспективность и высокую обучающую и развивающую эффективность. Способность к проектированию, возможно, сформировать у большинства младших школьников, поэтому важно именно в начальной школе создать  условия для реализации потребности в поисковой активности. Проектная технология позволяет осуществлять исследовательскую деятельность детей младшего школьного возраста, без навыков которой сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

           Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи,  структурировать информацию, выделять главное.        

Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения. С  помощью метода проектов можно обучить выявлять и формулировать проблемы, находить необходимый источник, работать с информацией, проводить анализ проблем, находить  пути решения.

Проектная деятельность по новым ФГОС является неотъемлемой частью учебного процесса. Покажем на примере 1 класса, как данная технология может быть реализована в урочное и внеурочное время.

Выполнение  проектов предусматривается программами всех учебных предметов в УМК «Школа России». Проекты входят в тематическое планирование, а также представлены в учебниках в рубрике «Наши проекты».  Работа над ними является обязательной для всех. Большинство проектов  долгосрочные, требующие много усилий со стороны детей, а также времени для представления.

 

Для выполнения  проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» каждая группа получила подборку материала. На уроке дети распределили его между собой, дома оформили, добавляя к полученному материалу найденный самостоятельно.  Во время представления обучали считалкам, скороговоркам, загадывали загадки, а  в качестве зрителей и обучаемых были одноклассники.

В 1  классе стартовал проект «Моя малая Родина». Целью проекта было создание системы работы, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей. Детям было дано задание к уроку окружающего мира: совместно с родителями подобрать фотографии, а также сделать рисунок родного края, подготовить устный рассказ. Ребята по очереди демонстрировали свои результаты, рассказывали о своих селениях, о культуре и обычаях своего народа (в классе обучаются дети трёх национальностей), а также о родном селе. Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

В  классе прошла беседа на тему «Я и моя семья». После  занятия возникло много вопросов: кто? почему? откуда? и др., на которые  дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Так проблематику исследовательского проекта  «Моя семья» определил интерес детей, его реализация  оказалось возможной во внеурочной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями. Проект «Моя семья» стал индивидуальным. Были предложены разные формы оформления – в печатной тетради, на листах, в  виде плаката, в виде презентации, видеоролика.   

Проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков, умений, учит самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач; способствует практической реализации познавательной деятельности ребёнка и развивает его индивидуальные интересы.

В образовательном пространстве внеурочной деятельности проектная технология реализуется через ведение внеурочных курсов «Мир деятельности», «Юный исследователь», работу школьного научного общества «Умники и умницы», проведение школьной научно-практической конференции «Старт в науку», участие в муниципальной и региональной научно-практических конференциях обучающихся начальных классов, участие в социальном проектировании на уровне школы и села.

 

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Университет, 1990.- 88 с.

2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 – 446 с.

3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте Лекции по психологии. [Текст] / Л.С. Выготский. М.: Владос, 2008. - 234 с.

4. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования [Текст]/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 1998.-336 с.

5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. [Текст]/ Л.В. Занков. М.: Просвещение, 2011. – 486 с.

6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2012. – 168 с.

7. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. [Текст] / Р.С. Немов. М.: Просвещение, 2009. – 398 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

9. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1988.- С.334.

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (19.07.2014)
Просмотров: 2261 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Шаталова Ольга  
0
Отличная статья: содержательная и тонкая. Полезная мне ка педагогу и маме.

1 Алмазова Ирина Геннадьевна  
0
Статья актуальна, материал ее содержателе, опыт полезен для освоения и распространения. Спасибо, Ольга Николаевна за интересную "пищу для ума". С уважением, И.Г. Алмазова

Имя *:
Email *:
Код *: