Воскресенье, 28.04.2024, 21:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Считаете ли Вы оправданным и необходимым введение сочинения в качестве выпускного экзамена в школе?
Всего ответов: 59
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Отражение компетентностного подхода в реализации требований фгос общего образования к результатам обучения

О.Н. Гулевская,
аспирант кафедры педагогики
начального обучения,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района
Липецкой области
e-mail: school2vr@mail.ru

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин важнейшей задачей современной системы образования является формирование и дальнейшее развитие  универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования, обеспечивающих школьникам овладение умениями учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

ФГОС, в отличие от ГОСа 2004 года, предлагает серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечный образовательный результат ориентирован на развитие мотивационных ресурсов личности.

Вместо господствующей ранее идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний новые государственные стандарты провозгласили идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». В противовес идее приоритета знаний рассматриваются знания и умения как средство развития личности [7].

Проблема личностного смысла образования в педагогике возникла задолго до появления новых Стандартов. Среди идей, акцентирующих внимание на личностно ориентированном образовании, основывающемся на самостоятельной, активной познавательной деятельности каждого ученика, на потребности непрерывности образования с учетом постоянно расширяющегося информационного пространства, открытости общества, необходимо отметить идею модернизации отечественного образования на компетентностной основе, которая активно  обсуждалась  с конца 90-х гг. 20 века и в начале 21 столетия в работах Е.Я.Когана,   В.В.Лаптева, О.Е.Лебедева, Е.А.Ленской, А.А.Пинского, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина и др. В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Компетентностный подход, по мнению указанных авторов, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях, например: 1) в познании и объяснении явлений действительности: 2) при освоении современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков: 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках: 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда: 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения  конфликтов.

Такое обучение отличается от того, где необходимо   "запомнить   и   ответить",   где есть готовая формула, в которую надо только подставить значения. Ученик должен осознать постановку самой задачи, оценить новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального узлового понятия, т.к. компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложены идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, существует понятие «ключевая компетентность», обладающая интегративной природой, так как вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности (информационной, правовой и др.).

Курс на реализацию этого подхода был отражен в «Стратегии модернизации содержания общего образования» [4] и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [3] . В них определены и требования к системе образования по развитию данного качества у учащихся. Общеобразовательная школа должна, согласно Концепциям, формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. современные ключевые компетенции.

ФГОС второго поколения своей методологической основой определяют  системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; на ступени основной школы - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В то же время сопоставительный анализ содержания Стандарта с существующей концепцией компетентностного подхода в образовании позволяет говорить о том, что компетентностный подход остаётся актуален и для ФГОС второго поколения, прочитывается в контексте Стандарта и концептуально соотносится с системой требований, установленной Стандартом к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

Так, например, ФГОС НОО формулирует следующие требования к освоению ООП НОО:

личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира[7].

         Исходя из самого определения метапредметных результатов видно, что основной единицей их измерения становятся ключевые компетенции, основой же для их формирования – универсальные учебные действия. В то же время функция ключевых компетенций в контексте ФГОС определена как основа умения учиться. 

В исследованиях А.В.Хуторского, проведённых задолго до утверждения новых Стандартов, находим определение образовательных компетенций и выстраивание их иерархии, внутри которой наивысший уровень принадлежит ключевым компетенциям, реализующимся на метапредметном, общем для всех предметов содержании. Автором представлен перечень ключевых образовательных компетенций, которые определяются на основе главных целей общего образования.

1. Ценностно-смысловая компетенция. Обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2.      Общекультурная компетенция — круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности.

3.      Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

4.      Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 

5.      Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6.      Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

7.      Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы   осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку [6].  

По мнению А.В.Хуторского, образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль. В ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного (метапредметного) содержания образования: реальные объекты изучаемой действительности; общекультурные знания об изучаемой действительности; общеучебные умения, навыки, способы деятельности.

         Последнее находит своё прямое воплощение в категории «универсальные учебные действия», которые в контексте ФГОС определены как базовые для овладение ключевыми компетенциями.

 Понятие «универсальные учебные действия» в современной педагогике в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Компетентностную основу имеют функции УУД, определённые Стандартом, что становится очевидным при их сопоставлении с функциональной ролью компетенций в обучении, определённой А.В.Хуторским по отношению к личности ученика:

 

Функции УУД в соответствии с ФГОС

Функциональная роль компетенций в обучении (по А.В.Хуторскому)

              обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его «оспособленности» и практической подготовленности;

задают минимальный опыт предметной деятельности;

              создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

развивают возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы — от бытовых до производственных и социальных:

многомерны, т.е. охватывают все основные группы развиваемых личностных качеств ученика;

в совокупности определяют и отражают функциональную грамотность ученика.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, ФГОС выделяет четыре блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. При внимательном сопоставлении УУД с ключевыми образовательными компетенциями, сформулированными исследователями А.В. Хуторским, В.В.Краевским, приходим к выводу, что универсальные учебные действия и составляют основу для их формирования.

Так, например, личностные действия (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация) обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение  выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. И составляют, таким образом, природу  ценностно-смысловой, социокультурной компетенций, компетенции личностного самосовершенствования, описанных в книге А.В.Хуторского и  В.В.Краевского «Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений» [2].

Исходя из содержательной и функциональной направленности регулятивных и познавательных УУД, можно определить их как базовые для овладения учебно-познавательной компетенцией:

 

Вид УУД

Функции

Содержательные единицы

Регулятивные

Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль

коррекция

оценка

саморегуляция

Познавательные

Необходимы для успешного обучения в школе

общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи;  
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Формирование указанных учебных действий, безусловно, закладывает основу для овладения такой ключевой компетенцией, как коммуникативная компетенция.

Существенное отличие нового стандарта – акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. В свете выше сказанного можно провести аналогию с личностно-деятельностным подходом, разработанным в 1997 году у И.А. Зимней [1]. Автор при организации образовательного процесса на основе личностно-деятельностного  метода указывала на необходимость для каждого возраста определять свою программу формирования базовых, ключевых компетенций, понимаемых как способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В ФГОС общего образования данная идея нашла отражение в «Программе формирования универсальных учебных действий» как одного из разделов Основной образовательной программы, разрабатываемой по ступеням обучения. Кроме того, и Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать, помимо других позиций, указание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса.

Основываясь на проведённом анализе, можем сделать вывод о том, что построение образовательной модели школы в условиях обучения по ФГОС общего образования целесообразно основывать на компетентностно-деятельностном подходе, в котором компетентностная основа представлена в прогностическом аспекте, как ожидаемый, планируемый результат освоения образования, а деятельностный компонент представлен в процессуальном аспекте, как технология, положенная в основу достижения планируемого результата. Практика проделанной работы, полученный опыт показывает, что разрабатываемый нами подход в организации образовательного процесса в свете введения новых Стандартов оказывается актуальным и востребованным, соответствующим основным идеям и методологии ФГОС, работающим на достижение указанных результатов освоения образовательной программы, способствующим формированию универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся, повышению профессиональной компетентности педагогов.

 

Список литературы:

1. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1/Под общей редакцией И. А. Зимней. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. — С. 244—252.

2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В.Краевский, А.В.Хуторской — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / http://sinncom.ru/content/reforma/index1.htm

4. Стратегия модернизации содержания общего образования / М.: ООО «Мир книги», 2001. – с. 18

5. Хуторской А.В. Соотношение деятельности и содержания образования / Школьные технологии. – 2007. - № 3

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Народное образование. – 2003. - №2

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (19.07.2014)
Просмотров: 4458 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: