Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Гулевская Ольга Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского района
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования. Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие: укрепления российской государственности; развития в России гражданского общества; повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала. С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника. Содержание и формы организации учебной и внеучебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий. Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей. 1) Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др. 2) Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности. 3) Начальная школа не всегда учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей – игровой - деятельности ребёнка отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе. Результат этого – трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления. 4) Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, музыкальная школа, спортивные секции... Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др. 5) Большинство современных детей не участвует в деятельности детских и подростковых общественных организаций, поэтому лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества. Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, что не только способствует формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, но и нередко приводит к детской враждебности к «чужим». Всё это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса. Только при этом условии в процессе обучения будет формироваться осознанная система представлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях. 6) Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска, т.е. к проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами». Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в развитии и обучении. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке) и становится той средой, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающей системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.), должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения. Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. При определении модели внеурочной деятельности коллектив школы прежде всего обратился к собственному опыту, полученному в результате работы над обновлением содержания образования в 2001-2005 гг. в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Одним из результатов эксперимента стало изменение содержания образования в начальной школе: кроме того, что был осуществлён переход на преподавание по системам Л. В. Занкова и «Начальная школа XXI века», в учебный план начальной школы были включены такие курсы внеурочной деятельности, реализуемые во 2 половине дня, как «Развивающие игры», «Корригирующая гимнастика», «Русские игры», «Ритмика», «Урок здоровья с элементами закаливания», а также «Речь и культура общения», «Словесность», «Конструирование», «Современные ритмы». Исходя из потребностей и запросов детей и их родителей, определённых в ходе проведённого анкетирования, школа выделила основные направления для реализации Программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное, общекультурное, социально-проектная деятельность, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, краеведческо-патриотическое. При этом проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности. Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации. В 2010-2011 учебном году в рамках внеурочной деятельности школа организует следующие формы работы. Спортивно-оздоровительное направление Программы: «Русские игры», «Развивающие игры». Формы работы: занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера. Решаемые цели и задачи: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры; всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки. Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие музыкальных и художественно-творческих способностей детей, формирование целостного восприятия мира традиционной и художественной культуры; организация активного сотворчества детей, их физического развития. Формы подведения итогов: соревнования, конкурсы, оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений. Художественно-эстетическое направление Программы: «Декоративно-прикладное искусство», «Основы народной культуры». Формы работы: занятия в фольклорном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами. Решаемые цели и задачи: развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности; учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках; развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Тербунского района, формирование знаний о фольклоре, разучивание народных песен, распевок, потешек, частушек. Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п. Формы подведения итогов: концерты, выставки творческих работ, тематических рисунков, театрализованное выступление, инсценировки, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, связь с СМИ, создание творческих проектов. Общеинтеллектуальное направление Программы: «Гимнастика для ума», «Занимательная математика». Формы работы: беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок, интеллектуальные конкурсы и т.д. Решаемые цели и задачи: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания; развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения, формирование самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. Расширение математического кругозора, ознакомление с решением нестандартных задач. Формы подведения итогов: участие в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера. Общекультурное направление Программы: «Речь и культура общения». Формы работы: речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование. Решаемые цели и задачи: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; развитие всех видов речевой деятельности младших школьников: умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться русским языком в различных ситуациях речевого общения в соответствии с нормами литературного языка; ознакомление с речевым этикетом; обеспечение взаимосвязи предметов гуманитарного блока дисциплин в начальной школе; обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической и функциональной направленности; формирование основных умений и навыков, необходимых для работы с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.). Формы подведения итогов: конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев экологических сказок, участие в конкурсах школы, района, области, выступления театрализованными представлениями на краеведческую тему. Социально-проектная деятельность Программы: «Мир, в котором я живу». Формы работы: беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование. Решаемые цели и задачи: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения; развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей; помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”; выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах. Социализация младшего школьника, акцентирование внимания на ценностях семьи, родного дома, малой родины. Формы подведения итогов: выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. Краеведческо-патриотическое направление Программы: «Тропинки родного края». Формы работы: беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, знакомство с историей и бытом родного села, природой и экологией родного края, походы. Решаемые цели и задачи: развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности; формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей; воспитание бережного отношения к окружающей среде. Расширение знаний об истории села, района, области, формирование ценностного отношения к природе родного края. Формы подведения итогов: оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников. Создана программа по реализации внеурочной работы в каникулярное время. При организации внеурочной деятельности обучающихся школа в соответствии с базовыми положениями Стандарта ориентируется прежде всего на получение воспитательных результатов трех уровней: 1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; 3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников должны быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее демографическом, национально-этническом, гендерном и других аспектах. Считаем, что многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. | |
Просмотров: 2444 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||