Суббота, 28.12.2024, 00:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
К какой категории пользователей Вы относитесь?
Всего ответов: 110
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности воспитания и социализации личности школьников во внеурочной деятельности

Гулевская Ольга Николаевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского района

 

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к    процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина,  определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

В качестве ценностных ориентиров новых стандартов выделено формирование российской идентичности как условие:

укрепления российской государственности;

развития в России гражданского общества;

повышения конкурентоспособности отечественного человеческого капитала.

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией — ролью ученика, школьника.

Содержание и формы организации учебной и внеучебной деятельности проектируют определённый тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. В результате обучения центральными новообразованиями ребёнка младшего школьного возраста являются словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Возрастает интерес детей к социальному миру, истории, культуре, религии. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Дети являются членами коллективов, в которых есть представители разных национальностей, конфессий и национальных культур. Они участвуют в традиционных народных праздниках, обрядах, религиозных действиях, тем самым приобщаются к духовной культуре разных народов.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей.

1) Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе - несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.

2) Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.

Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Современная школа вынуждена выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых – родителей и педагогов – на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

3) Начальная школа не всегда учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей – игровой -  деятельности ребёнка отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места, подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.

Результат этого – трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

4) Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам: уроки в школе, бассейн, музыкальная школа, спортивные секции... Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности и др.

5) Большинство современных детей не участвует в деятельности детских и подростковых общественных организаций, поэтому лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.

Рост национального самосознания граждан современного общества оказывает неоднозначное воздействие на современных детей, что не только способствует формированию гражданской и этнической идентичности и толерантности в общении, но и нередко приводит к детской враждебности к «чужим». Всё это должно учитываться школой при организации воспитательного процесса. Только при этом условии в процессе обучения будет формироваться осознанная система представлений об окружающем мире, ценностных социальных и межличностных отношениях.

6) Наблюдается явление поляризации детей по уровню умственного и интеллектуального развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одарённых и способных детей всё большее число ребят относят к группе риска, т.е. к проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также со «специальными нуждами». Повышенная уязвимость детей и подростков из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учётом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей в развитии и обучении.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке) и становится той средой, в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Приоритет воспитания в рамках новых ФГОС нашел подтверждение и в первом разделе основной образовательной программы начального общего образования, где уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе, предусматривающей системность в его реализации. Системообразующие направления воспитания, определенные в программе (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.), должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во  внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка. При этом необходимо учитывать уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

При определении модели внеурочной деятельности коллектив школы прежде всего обратился к собственному опыту, полученному в результате работы над обновлением содержания образования в 2001-2005 гг. в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Одним из результатов эксперимента стало изменение содержания образования в начальной школе: кроме того, что был осуществлён переход на преподавание по системам Л. В. Занкова и «Начальная школа XXI века», в учебный план начальной школы были включены такие курсы внеурочной деятельности, реализуемые во 2 половине дня, как «Развивающие игры», «Корригирующая гимнастика», «Русские игры», «Ритмика», «Урок здоровья с элементами закаливания», а также «Речь и культура общения», «Словесность», «Конструирование», «Современные ритмы».

Исходя из потребностей и запросов детей и их родителей, определённых в ходе проведённого анкетирования, школа выделила основные направления для реализации Программы внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное,   общекультурное, социально-проектная деятельность, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, краеведческо-патриотическое. При этом проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности.

Результатом реализации Программы внеурочной деятельности, разработанной в школе, должна стать теоретически обоснованная и экспериментально апробированная модель уклада школьной жизни в начальной школе, частью которой  является модель организации внеурочной деятельности и отработанный механизм её реализации в 1- 4 классах в процессе их воспитания и социализации.

В 2010-2011 учебном году в рамках внеурочной деятельности школа организует следующие формы работы.

Спортивно-оздоровительное направление

Программы: «Русские игры», «Развивающие игры».

Формы работы: занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры, спортивные игры развивающего характера.

Решаемые цели и задачи: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры; всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, развитие общей физической подготовки. Знакомство с народной игровой культурой, развитие пластичности, развитие  музыкальных и художественно-творческих  способностей детей,  формирование целостного  восприятия  мира традиционной и художественной  культуры; организация активного сотворчества детей, их  физического развития.

Формы  подведения итогов: соревнования, конкурсы,  оформление альбомов об известных спортсменах села, района, области, страны, проведение малых спартакиад, организация походов с родителями, конференции с презентациями проектов о народной игровой культуре, об  истории происхождения видов спорта и организации Олимпийских игр, оформление стендов, составления мониторинга достижений.

Художественно-эстетическое направление

Программы: «Декоративно-прикладное искусство», «Основы народной культуры».

Формы работы: занятия в фольклорном кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов; занятия лепкой, рисованием, созданием объёмных моделей из папье-маше, работа с пластилином, глиной, тканями, другими материалами.

Решаемые цели и  задачи: развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности; учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках; развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. Знакомство с основами народной культуры, в том числе традициями Тербунского района,  формирование знаний о фольклоре, разучивание народных песен, распевок, потешек, частушек. Развитие эстетического вкуса, практическое ознакомление с видами декоративно-прикладного искусства в процессе лепки, рисования, конструирования и т.п. 

Формы  подведения итогов: концерты, выставки творческих работ, тематических рисунков, театрализованное выступление, инсценировки, оформление альбомов, тематических папок, выпуск рукописных сборников с творческими работами учащихся, связь с СМИ, создание творческих проектов.

Общеинтеллектуальное направление

Программы: «Гимнастика для ума», «Занимательная математика».

Формы работы: беседы, решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок, интеллектуальные конкурсы и т.д.

Решаемые цели и  задачи: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания; развитие логического мышления, различных видов памяти, внимания, воображения,   формирование  самостоятельности, развитие самосознания и самоконтроля. Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности. Расширение математического кругозора, ознакомление с решением нестандартных задач.

Формы  подведения итогов: участие  в конкурсах и конференциях, создание презентаций, выступления на конференциях, презентации своих творческих работ, выставка проектов. Решение нестандартных задач, конкурсы интеллектуального характера.

Общекультурное направление

Программы: «Речь и культура общения».

Формы работы: речевое моделирование, изучение норм речевого этикета, ролевые игры, беседы, досуговое общение, инсценирование. 

Решаемые цели и задачи: формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи; развитие  всех  видов  речевой  деятельности  младших  школьников:  умения писать  и  читать,  слушать  и  говорить,  свободно  пользоваться  русским языком в различных ситуациях речевого общения в соответствии с нормами литературного языка; ознакомление с речевым этикетом; обеспечение  взаимосвязи  предметов  гуманитарного  блока  дисциплин  в начальной школе;  обеспечение осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения и  познания  окружающего  мира  на  основе  использования  структурно-семантических  моделей,  коммуникативно-значимых  ситуаций  и  текстов различной стилистической и функциональной направленности; формирование  основных  умений  и  навыков,  необходимых  для  работы  с текстом и книгой (умения определять главную мысль текста, находить в нем опорные слова, видеть смысловые части текста и т.д.).

Формы  подведения итогов: конкурсы, выставки рисунков, сочинений, рассказов, оформление тематических папок, стендов, альбомов, конференции, презентации исследовательских проектов, составление сценариев экологических сказок, участие в конкурсах школы, района, области, выступления театрализованными представлениями на краеведческую тему.

Социально-проектная деятельность

Программы: «Мир, в котором я живу».

Формы работы: беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, социальное проектирование. 

Решаемые цели и задачи: формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;  развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;  помощь детям в адекватном выражении своего “Я”, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”; выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах. Социализация младшего школьника, акцентирование внимания на ценностях семьи, родного дома, малой родины.

Формы  подведения итогов: выставки творческих работ, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников.

Краеведческо-патриотическое направление

Программы: «Тропинки родного края».

Формы работы: беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов,  знакомство с историей и бытом родного села, природой и экологией родного края, походы. 

Решаемые цели и задачи: развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности; формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину; формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей; воспитание бережного отношения к окружающей среде.  Расширение знаний об истории села, района, области, формирование ценностного отношения к природе родного края.

Формы  подведения итогов: оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов, проведение праздников.

Создана программа по реализации внеурочной работы в каникулярное время.

При организации внеурочной деятельности обучающихся школа в соответствии с базовыми положениями Стандарта ориентируется прежде всего на получение воспитательных результатов трех уровней: 1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых нормах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; 3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников должны быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее демографическом, национально-этническом, гендерном и других аспектах.

Считаем, что многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (08.08.2014)
Просмотров: 2444 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Шаталова Ольга  
0
Сложность современной образовательно-воспитательной среды представлена в статье четко и объективно, а вот представление внеурочной деятельности школы - довольно поверхностно. Наверное, методически это все правильно оформлено, но лишено "предметной образности", не видна конкретная деятельность Учителя.

Имя *:
Email *:
Код *: