Понедельник, 29.04.2024, 08:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образования в школе?
Всего ответов: 54
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Организация методической работы с педагогами для подготовки и осуществления научно-исследовательской и проектной деятельности

Организация методической работы с педагогами для подготовки и осуществления научно-исследовательской и проектной  деятельности с использованием икт в условиях создания компетентностно-деятельностной модели школы

Гулевская О.Н.,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны,
аспирант кафедры педагогики начального обучения
ЕГУ им .И.А.Бунина

В настоящий момент можно говорить о завершении формирования системы    ФГОС  общего образования:

         - приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 утверждён и введён в действие ФГОС начального общего образования;

         - приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 г. №1897 утверждён ФГОС основного  общего образования;

         - приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2012 г.  №413 утверждён ФГОС среднего (полного) общего образования.

Разработка ФГОС направлена на формирование новой дидактической модели образования в условиях информационного общества, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса.

Считаем, что построение образовательной модели школы в условиях обучения по ФГОС общего образования целесообразно основывать на компетентностно-деятельностном подходе, в котором компетентностная основа представлена в прогностическом аспекте, как ожидаемый, планируемый результат освоения образования обучающимися и профессионального роста педагогов, а деятельностный компонент представлен в процессуальном аспекте, как технология, положенная в основу достижения планируемого результата.

Доминантной установкой для ученика современной школы должно стать овладение основами умения учиться, формирование собственного опыта, самостоятельность и продуктивность  в разных видах деятельности. Исходя из этого, образовательный процесс должен быть направлен на развитие ребёнка как субъекта познания и структурирование его субъектного опыта средствами обучения и воспитания. 

Среди личностных характеристик выпускника («портрет выпускника») на начальной ступени обучения, сформулированных в Стандарте, указаны такие, как:

«любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение» [1, с.6].

И если  в начальной школе овладение учеником основами проектной и учебно-исследовательской деятельности является одним из механизмов формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов обучения, то в основной школе защита индивидуального проекта становится основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

При этом и современный учитель, исходя из идеологии Стандарта и современных тенденций в образовании, перестаёт быть догматом, единственным источником знаний и простым транслятором готовых истин. Он становится наставником, другом, помощником, тьютором  в совместном познании мира и окружающей действительности, в овладении основами собственной  продуктивной, познавательной деятельности.

Одной из важнейших характеристик профессиональной деятельности педагога становится ИКТ-компетентность, а также владение технологиями обучения и формами организации урока на основе системно-деятельностного подхода, в том числе проектными технологиями и технологиями организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся.  

В указанных условиях перед школой встаёт задача проектирования новой образовательной среды, отвечающей требованиям, заложенным в Стандарте. Одним из таких требований является построение образовательного процесса с использованием новых технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

В связи с этим одной из основных задач методической работы в школе становится подготовка педагогов к овладению современными образовательными технологиями, использование информационных ресурсов и оборудования, отвечающих современным требованиям, работе в информационно-образовательной среде (ИОС), которая становится важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования, нацеленной на достижение метапредметных результатов, на формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций учащихся.

Начало работы в данном направлении было положено ещё в 2007 году, когда школа приступила к реализации проекта «Информатизация образовательного пространства» как одного из системоинтегрирующих проектов программы развития ОУ: была проведена интеграция информационных ресурсов, имеющих учебную и социокультурную значимость для школьников; предоставлен свободный доступ к информации всем субъектам образовательного процесса; оборудованы с учётом современных требований рабочие места педагогов и учащихся. В соответствии с поставленными целями в указанный период была организована методическая работа с педагогами, которая на тот момент своей первоочередной задачей ставила овладение каждым учителем  ИКТ, основами работы на компьютере, работе с офисными приложениями и т.д.  

С введением ФГОС нового поколения свободное владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями образовательного процесса становится одним из показателей его профессиональной компетентности. Современное оборудование, основанное на информационных, мультимедийных, цифровых процессах, становится неотъемлемым элементом школьной жизни, который ученик осваивает зачастую быстрее учителя. Поэтому педагогу, который хочет быть интересен своему ученику, необходимо идти в ногу со временем. Ведь, по сути дела, готовить современного ученика нам с учётом стремительно изменяющихся и обновляющихся процессов современной действительности приходится к жизни уже не в сегодняшнем, а в завтрашнем дне.

Учитель, владеющий современными информационно-коммуникационными технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества, становится партнером ребенка в процессе обучения. Развитие информационной культуры и педагогов, и учащихся способствует повышению эффективности их совместной деятельности.

Кроме того, стоит напомнить, что в условиях обучения по ФГОС общего образования важным компонентом образовательной среды школы становится информационно-образовательная среда образовательного учреждения, требования к которой в Стандарте начального общего образования прописаны отдельным пунктом: «совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ» [1, с.39].

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ.

В связи с этим методическая работа с педагогами в данном направлении в школе включает следующие структурные компоненты:

         - вынесение вопросов, связанных с организацией проектной и исследовательской деятельности обучающихся, с освоением педагогами ИК-технологий на заседания педагогического совета. Например, представление педагогами опыта работы по темам: «Технология обучения младших школьников умениям проектно-исследовательской деятельности», «Проблемы эффективного использования современного учебно-лабораторного и мультимедийного оборудования в образовательном процессе», «Проектная технология как способ организации продуктивной учебной и внеучебной деятельности учащихся в условиях формирования УУД и достижения метапредметных результатов обучения» и т.д.;

         - проведение школьных научно-практических конференций: «Мастерство и поиск» (научно-практическая конференция педагогов), «Старт в науку (научно-практическая конференция  учащихся)»;

         - участие педагогов в региональных и всероссийских научно-практических конференциях, семинарах, форумах, иных методических мероприятиях по указанному направлению;

         - повышение профессионального мастерства педагогов через систему курсовой подготовки, в том числе с использованием дистанционного федерального образовательного ресурса «Телешкола-Просвещение» («Институт информационных технологий «АйТи») по использованию ЭОР в образовательной деятельности;

         - работа межшкольного методического объединения учителей начальных классов на базе школы;

         - проведение в школе районных методических объединений, открытых мероприятий муниципального и регионального значения;

         - работа проблемной группы «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве школы»;

         - проведение методических недель и методических декад по темам: «Современные образовательные технологии на уроке в начальной школе в условиях перехода на обучение по ФГОС общего образования. Использование ИК-технологий и ЭОР в образовательном процессе», «Применение проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности», «ИКТ в проектной и исследовательской деятельности учителя и учащегося» и т.д.;

         - заседания методического совета;

         - организация фестиваля школьных проектов; проведение общешкольных предметных и проектных недель;

- обобщение опыта работы педагогов школы по данной теме:

п/п

Тема опыта

Ф.И.О. учителя, чей опыт обобщался

На каком уровне

обобщался опыт

Форма обобщения

2

Использование современных информационно-коммуникационных технологий  в начальной школе

Болгова Надежда Витальевна

школа

сайт (http://bolgova.ucoz.ru/),

 презентация, выступление на педсовете

2

Проектная технология как способ организации продуктивной учебной и внеучебной деятельности учащихся в условиях формирования УУД и достижения метапредметных результатов обучения

Ключникова Татьяна Дмитриевна

школа

Сайт (http://klyuchnikova-t.ucoz.ru/), презентация, выступление на педсовете

 

 

- распространение опыта работы педагогов школы:

п/п

Ф.И.О. учителя

Тема опыта

Уровень представления

Форма представления

1

Болгова Надежда Витальевна

Формирование информационной компетентности младших школьников

школа

Сайт (http://bolgova.ucoz.ru/),

презентация, выступление на педсовете, открытый урок на РМО

2

Маслова

Ольга Владимировна

ИКТ-технологии как фактор повышения профессиональной компетентности учителя в условиях обучения по ФГОС общего образования

Школа, регион

Сайт (http://maslova-o-v.ucoz.ru/), презентация, выступление на педсовете, проведение открытого урока, выступление на региональной научно-практической конференции «Формирование информационной культуры учителя на современном уроке в соответствии с ФГОС НОО».

4

Гулевская Валентина Михайловна

Формирование УУД учащихся с использованием ИКТ

Школа, регион

презентация, выступление на педсовете, проведение открытого урока, выступление на межрегиональном педагогическом форуме «Система развивающего обучения Л.В.Занкова в современном образовательном пространстве»

 

         Школа стремится создать условия, необходимые как для реализации интересов, потребностей и способностей обучающихся, так и для творческого развития, профессионального роста педагогов. Для кабинета химии и начальной школы приобретены две электронных цифровых лаборатории «Развивающая образовательная среда AFS ™», которые включают в себя систему электронных датчиков и электронную систему сбора данных AFSTM.

Во всех кабинетах начальной школы установлены интерактивные комплексы, включающие в себя интерактивную доску с встроенным проектором, документ-камеру, электронную интерактивную систему голосования. Осуществлён доступ в интернет во всех кабинетах школы. Действует кабинет дистанционного обучения, создана возможность наряду с компьютерным классом работы мобильного компьютерного кабинета с использованием ноутбуков с выходом в интернет. Школа подключена к региональной системе «БАРС-Образование» для организации единой образовательной среды и создания собственной электронной школы, включающей электронные журналы и дневники, электронное портфолио учеников и педагогов, страничку для родителей и многое другое.

Но решение вопроса с обновлением оборудования это лишь одна и не самая трудная задача, ставшая в своё время перед коллективом. Любое оборудование останется куском металла или пластика, если не им не умеет пользоваться учитель. Как, впрочем, и идея системно-деятельностного подхода, заложенного в Стандартах, останется пустой профанацией, если не будет перестроено сознание учителя. Именно учитель становится ключевой фигурой реализации указанных в ФГОС. Поэтому большая методическая работа была проведена в плане профессионального развития педагога.

Одной из ключевых задач современного учителя становится овладение информационно-коммуникационными технологиями. В своё время встала проблема формирования ИКТ-компетенции среди педагогов. Тогда был задействован собственный ресурс коллектива, который стал внутренней отправной точкой дальнейшего развития в этом направлении. Создана  проблемная группа «ИКТ в образовательном пространстве школы» (руководитель группы – учитель информатики Болгова Н.В.), которая работает уже третий год. В результате её деятельности педагоги повысили свои знания в области применения  информационных и компьютерных технологий, научились работе с интерактивной доской, освоили применение ЭОР и ЦОР в образовательной деятельности. Проведены практические занятия и методические семинары с педагогами, методические недели и декады, направленные на овладение педагогами современными образовательными технологиями в русле методологии системно-деятельностного подхода.

Так, например, план работы проблемной группы на 2013-2014 учебный год выглядит таким образом:

№ п/п

Содержание работы

Дата проведения

Ответственный

 

Занятие №1

 Тема «Формирование информационной образовательной среды ОУ посредством использования дистанционных и интернет-технологий»

октябрь

Болгова Н.В.

 

 

 

 

Смольянинова О.А.

 

Болгова Н.В.

1

Совершенствование практики использования  ИКТ и интернет-технологий в образовательной практике обучающихся.

2

Дистанционные технологии: формы, приёмы и методы работы. Возможности использования в урочной и внеурочной деятельности.

 

Занятия № 2

Тема «Проблемы эффективного использования современного учебно-лабораторного и мультимедийного оборудования в образовательном процессе»

декабрь

Болгова Н.В.

 

 

 

 

Болгова Н.В.

 

 

 

 

 

Маслова О.В.

 

 

Моргачёва З.В.

1

Образовательная робототехника как инновационное средство обучения в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования

2

Использование электронного учебно-лабораторного оборудования «Развивающая образовательная среда AFS ™ на уроках в начальной школе.

3

Использование электронного учебно-лабораторного оборудования «Развивающая образовательная среда AFS ™ на уроках в основной школе.

 

Занятие № 3

Тема «Возможности применения в образовательном процессе мультимедийных комплексов»

февраль

Болгова Н.В.

 

 

 

 

Стрельникова Т.Н.

 

Астафьева В.А.

1

Интерактивная доска на уроке: возможности для учителя и для ученика.

2

Использование электронной системы голосования

3

Применение документ-камеры: формы работы с оборудованием, возможности использования.

 

 

Занятие № 4

Тема «Роль современных ИКТ в построении информационно-образовательной среды ОУ»

апрель

Болгова Н.В.

 

 

 

Ключникова Т.Д.

 

Аношенкова О.А.

 

 

Гулевская В.М.

1

Личный сайт педагога как один из важных компонентов ИОС школы.

2

ЭОР: специфика и основные принципы использования в образовательной деятельности.

3

Формирование универсальных учебных действий средствами информационно-коммуникационных технологий

         

 В результате работы проблемной группы повышение профессионального уровня учителей положительным образом спроецировалось на результатах участия учащихся в творческих и предметных конкурсах всероссийского уровня, проводимых с применением Интернет-технологий.

Работа по формированию ИОС школы на основе компетентностно-деятельностного подхода даёт свои положительные результаты. Происходит расширение образовательных и социально-культурных практик школьников: результативное участие во всероссийских интернет-конкурсах «Лучший ученик», «Инфознайка», «Наше наследие», «ЭМУ-Эрудит» и дистанционных олимпиадах.

Сертификатами Всероссийского конкурса «КИТ» (Компьютеры, Информация, Технологии) в 2013 году награждены 19 учащихся 2-5 классов. Ежегодно учащиеся начальной школы принимают участие во Всероссийском конкурсе «Инфознайка», становятся его победителями и призёрами: 2012 год - 6 победителей, 2013 год -  7 победителей. На протяжении двух лет среди наших школьников – победители, призёры, лауреаты всероссийских дистанционных творческих и предметных конкурсов («Русский играючи», «Лучший ученик года», викторина «По дорогам Сказочной страны» и др.), Всероссийского молодёжного чемпионата «Старт» и др.

Среди положительных результатов указанной работы можно назвать ежегодное участие обучающихся начальных классов в региональной научно-практической конференции «К вершинам знаний» (г.Липецк, лицей № 44). В 2012-2013 учебном году 4 ученика награждены грамотами лауреатов. В областной сборник материалов конференции помещены тезисы исследовательских работ Горявиной Елизаветы (1 класс, «Растения нашего класса», рук. Смольянинова О.А.), Болгова Евгения (2 класс, «Зимующие птицы нашего края», рук. Астафьева В.А.), Моргачёва Ильи, Полухиной Кристины (4 класс, «Этот удивительный чай», рук. Гулевская В.М.).

В результате работы проблемной группы «ИКТ в образовательном пространстве школы» ряд педагогов не только являются участниками сетевых профессиональных сообществ (таких, как www.proshkolu.ru, www.pedsovet.ru), но и  создали и ведут собственные сайты в сети Интернет: Болгова Н.В., Стрельникова Т.Н., Аношенкова О.А., Ключникова Т.Д., Гулевская О.М.. Считаем, что подобная работа не только ступень в развитии профессионализма учителя, но и необходимая составляющая информационной среды школы. С одной стороны, сайт можно рассматривать как своеобразное публичное электронное портфолио педагога, которое отражает профессиональные успехи, методические наработки, работу по самообразованию, содержит сценарии уроков и внеклассных мероприятий. С другой стороны, личный сайт учителя становится мощным современным образовательным ресурсом для ученика: он может содержать как дополнительные материалы для учащихся, тестовые задания для самоконтроля, так и творческие задания для высокомотивированных учеников, заинтересованных предметом; учить, например, азам сетевого взаимодействия в рамках создания ученического проекта и т.д.

Таким образом, организация методической работы по созданию и развитию информационной образовательной среды школы способствует формированию базовых компетенций учащихся и педагогов: информационной, коммуникационной, компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, закладывает основу умения учиться за пределами класса, школы; является одним из современных механизмов обеспечения  деятельностного принципа построения образовательного процесса, механизмов реализации требований, предъявляемых ФГОС общего образования к результатам освоения и условиям реализации основной образовательной программы школы.

ФГОС ставит перед нами задачи, решение которых напрямую связано с проектированием и построением эффективной, развивающей, творческой образовательной среды, в которой направляющую и организующую функцию выполняет учитель. Учитель творческий, инициативный, знающий и умеющий, владеющий современными технологиями и применяющий их на практике. Такой педагог интересен своему ученику, который живёт в современном мире и современным ритмом. От наших профессиональных умений и качеств зависит достижение планируемых результатов образования, на которые ориентированы  новые Стандарты, в том числе формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (19.07.2014)
Просмотров: 1969 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Шаталова Ольга  
0
Отличная статья: чувствуется ориентация в современных методических и административных тенденциях и при этом не потерян живой человек - учитель и ученик. Здорово, когда школа работает в современны тенденциях, но с сохранением лучшего из классической наше педагогики!

Имя *:
Email *:
Код *: