Понедельник, 29.04.2024, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
К какой категории пользователей Вы относитесь?
Всего ответов: 110
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование коммукативных и познавательных УУД обучающихся средствами метапредметного внеурочного курса «Учимся мыслить и творить»
Гулевская О.Н.,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области,
аспирант ЕГУ им.И.А.Бунина

            В данной статье рассматривается методические приёмы работы по формированию коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий обучающихся, используемые при реализации внеурочного метапредметного курса «Учимся мыслить и творить». Указанный курс разработан в условиях апробации введения ФГОС основного общего образования в МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют новые требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися. В создавшихся условиях в школе осуществляется переход от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельностной», в которой провозглашенаи идея функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [5]. В соответствии со Стандартом на ступени основной школы осуществляется формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.

Обучение по новым Стандартам в начальной школе МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны  начала в 2010 году в качестве экспериментальной площадки регионального уровня.  С сентября 2012 года на базе ОУ создана региональная стажировочная площадка по теме «Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС». С сентября 2013 года в режиме апробации школа включена в число образовательных учреждений Липецкой области, осуществляющих переход на обучение по ФГОС основного общего образования в 5 классе.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития в контексте ФГОС обеспечивают широкие возможности обучающимся  для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин важнейшей задачей современной системы образования является формирование и дальнейшее развитие  универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования, обеспечивающих школьникам овладение умениями учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

В указанных условиях перед нами встала задача продуктивного наполнения и использования занятий внеурочной деятельности, направленных на достижение личностных и метапредметных результатов.

С этой целью был разработана и принята к реализации программа метапредметного внеурочного курса «Учимся мыслить и творить», направленная на социальное, личностное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. 

Познавательное развитие – одна из важнейших задач, достижение которой обеспечивает у обучающихся формирование научной картины мира, способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, развития символического, логического творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии и т.д. Не менее важным является и коммуникативное развитие, которое способствует формированию компетенции в общении, умение слушать и вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми и т.д. [1].

Период для развития коммуникативных способностей, общения и сотрудничества между детьми в основной школе исключительно благоприятный. Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности – умению ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, выбирать адекватные стратегии коммуникации и т.д.

Стоит отметить, что ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи сходятся в том, что среди ключевых умений на современном этапе развития общества два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий: 1) общение и взаимодействие, т.е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; 2) работа в группе, т.е. совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации [1].

В контексте школьного обучения представляется продуктивным рассматривать коммуникативное развитие с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи. [2]. Как и всякая иная задача, коммуникативная задача имеет цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. К основным группам задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение, освоение которых растянуто школьниками во времени.

В основной школе происходит формирование таких базовых умений и качеств, как умение слушать и слышать, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, умение договариваться  и сотрудничать. Это происходит по мере обретения опыта общения, совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений.

В основной школе формы и виды сотрудничества детей весьма многообразны и выходят зачастую за рамки школы. Тем не менее по-прежнему большие возможности предоставляет организация совместной продуктивной деятельности школьников, поскольку она предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников и т.д.

Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования такой формы учебного сотрудничества как разнообразные дискуссии. При этом органичными всегда оказываются дискуссии между учениками в процессе проектных форм деятельности, направленных на решение конкретной проблемы (задачи) или создание определённого продукта. Для них характерно совместное планирование деятельности учителем и учащимися.

В связи с этим в блоке заданий разработанного курса выделены задачи, направленные на формирование:

- коммуникативных действий учёта позиции собеседника,

- действий по организации и осуществлению сотрудничества,

- коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности.

Приведём примеры задач на формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника.

Задание «Кто прав?». Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника. Форма выполнения задания: работа в парах и в группе. Описание: школьникам раздаются карточки с заданием  вопросами. Задание строится как столкновение двух или более разных точек зрения по одному вопросу. Инструкция: предлагается прочитать текст и выработать общий ответ на вопрос.

Вариант  1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Вариант 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор  каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Вариант 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору,

- учет разных мнений и умение обосновать собственное,

- учет разных потребностей и интересов.

Задание «Общее мнение». Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное. Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3-4 человека. Описание: учащимся предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу. Например, почему надо выполнять обещание? Почему нельзя обманывать своего товарища? Почему мы доны учиться в школе? и т.д.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа,

- умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т.д.,

- отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнении друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют),

Задание «Дискуссия». Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссии. Описание: под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется, чем они различаются. Уточняются правила эффективного ведения дискуссии: 1) всегда помните о цели дискуссии – найти истину, решение, выход; 2) с уважением относитесь к мнению другого человека; 3) любое высказываемое мнение должно быть аргументировано; 4) придерживайтесь дружелюбного тона; 5) не спорьте ради спора; 6) в дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Инструкция к выполнению: школьники знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После это им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы по 10-12 человек. Каждая группа делится пополам: сторонники одной точки зрения и их оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Хорошему или плохому учит нас телевидение?», «Нужны ли домашние задания?» и т.д.

Примеры заданий на формирование действий по организации и осуществлению сотрудничества.

Задание «Совместное рисование». Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлению сотрудничества. Форма выполнения: работа в пара или группах по 3-4 человека. Описание: учащимся предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.

Инструкция: учащиеся знакомятся с произведением или темой. Затем им предлагается представит себя в роли художников, которые работают над учебником для школьников, где помещено это произведение или рассказывается о нём. Нужно придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом выполнять работу.

Критерии оценивания:

- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла – создание осмысленного общего рисунка,

- умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга и т.д.,

- взаимный контроль по ход выполнения деятельности,

- взаимопомощь по ходу рисования,

- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?»: 1) Довольны ли вы результатом? 2) Кто и как проявлял активность, кто предлагал идеи? 3) Был ли другие предложения? Почему их отвергли? 4) Довольны ли вы сотрудничеством друг с другом? и т.д.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Анализ подходов к развитию исследовательских умений учащихся показывает, что, несмотря на некоторые различия в наборе средств, используемых в разных программах, этапы построения исследовательской деятельности едины [1] и составляют:

- постановка проблемы, создание проблемной ситуации, агументирование актуальности проблемы;

-   выдвижение гипотезы, её формулировка и раскрытие замысла исследования;

- планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;

- поиск решения проблемы, проведение исследовательской (проектной) работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов;

-представление (изложение) результатов исследования или проекта, оформление результатов деятельности, формулирование нового знания;

- обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.

Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения обучающимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования. Реализация каждого из них предполагает овладение учащимися определёнными умениями:

- умение видеть проблему,

- умение ставить вопросы,

- умение выдвигать гипотезы,

-     умение структурировать тексты,

- умение работать с метафорами,

- умение давать определение понятиям,

- умение наблюдать,

- умение и навыки проведения экспериментов,

- умения делать выводы и умозаключения,

- умение классифицировать. [1]

Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, среди которых должны быть следующие:

1) Создание условий для возникновения у обучающихся вопросов и проблем (стимулирование творческого мыслительного процесса);

2) Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения;

3) Обеспечение эмоционального благополучия детей;

4) Удовлетворение познавательной потребности;

5) Удовлетворение потребности в межличностном общении;

6) Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью;

7) Дифференциация и индивидуализация содержания обучения, помощи учителя учащимся.

Исходя из указанных условий, в метапредметный внеурочный курс включены задания, направленные на формирование отельных составляющих исследовательской деятельности. Приведём примеры подобных заданий.

Задание «Работа с метафорами». Цель: формирование умения работать с метафорами (возможность видеть и понимать переносный смысл выражений, понимать и строить обороты речи на основе скрытого уподобления). Форма выполнения: работа в группах по 4-5 человек. Описание: учащимся предъявляется список русских и зарубежных пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу. Например:

Зарубежные пословицы

Русские пословицы

Не ленись, ясли сами ко рту не пойдут

Один в поле не воин

Ошибки других- хорошие учителя

Овёс к лошади не ходит

Лицо выдаёт негодяя

Семь раз отмерь – один отрежь

Один всё равно что никто

Кончил дело –гуляй смело

Тухлое яйцо портит всю кашу

После драки кулаками не машут

Сначала подумай, потом отвечай

Насильно мил не будешь

Совершённые поступки в советах не нуждаются

На воре шапка горит

Сначала ноша, потом отдых.

Ложка дёгтя в бочке мёда

Любит и петь заставить нельзя.

На ошибках учатся

Задание «Отсутствующая буква». Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратег решения задач. Форма выполнения: работа в группах по 4-5 человек. Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих  букв при построении слов, найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Например: кот, пут, потет, коидо, инг, штоа, пата, кышка, кужка, тамвай, дуг, спот и т.д.

            Задание «Любимые передачи». Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы). Форма выполнения: работа в группах по 4-5 человек. Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телепередачи. Учащиеся переходят к подготовительному этапу, на  котором обсуждаются вопросы организации исследования: 1) определение функций каждого участника, 2) решение вопроса об отборе телепередач, которые представляют интерес для сравнения, анализа популярности; 3) формулирование вопросов, которые будут предложены участникам; 4) планирование дальнейших этапов исследования; 5) проведение исследования (сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы) и т.д.

            Особую значимость в современном образовании приобретает формирование читательской компетентности обучающихся.  Требования к уровню чтения учащихся изменились. В современном мире умение читать не сводится лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, умений и навыков, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. [3].

              Наиболее полное определение грамотности чтения может быть таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов  и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о его содержании или структуре  текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в это случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности  общения. [1].

В связи с этим в рамках метапредметного  внеурочного курса предусмотрены задания, направленные на формирование смыслового чтения. Примеры заданий: «Диалог с текстом» (Г.Г.Граник, О.В.Соболева), «Учимся задавать вопросы», «Озаглавливание текста», «Пословицы», «Эпиграф», «Сочиняем сказку» и т.д. Так, например, при выполнении задания «Озаглавливание текста» учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. При этом тексты должны отвечать требованиям новизны (для обеспечения), доступности для понимания, небольшому объёму (до одной страницы). При выполнении задания «Учимся задавать вопросы» учащимся предлагается прочитать текст и поставить к нем вопросы различных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке. Например: 1. Вопросы: кто? Что делал? Где это происходило? Когда? При каких обстоятельствах? 2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то…? 3. Вопросы о причинах и следствиях: почему? Зачем? Что из этого получилось? И т.д.

            Для выполнения этих и других заданий используются также очерки из книги            С.Плахотникова «Африканские хроники» (М: «Memories», 2008. – 138 стр. с илл.), позволяющее организовать многоаспектную работу с текстом, а также использовать их для организации работы по формированию проектных, исследовательских умений обучающихся.

Литература:

1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

2. И.А.Зимняя. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. – М., 2002.

3.  Г.С. Ковалёва. Новый взгляд на грамотность / Г.С.Ковалёва, Э.А.Красновский. – М., 2004.

4. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – с. 27-33.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (19.07.2014)
Просмотров: 655 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 3
3 Ирина  
0
Ольга Николаевна, на Вашем сайте действительно много полезных материалов. Прочитала с большим удовольствием. Ирина Ульянова, Новый Уренгой

1 lameo56  
0
Конечно, научить детей (и вообще, людей) слушать и слышать - задача, как говорили раньше, архиважная!!! Задания, предложенные в статье, интересные. Желаю автору разработать целую систему таких заданий с учетом и возраста, и пола.
Мещерякова О.А.

2 ОльгаN  
0
Ольга Александровна, спасибо за комментарий. Эта работа, действительно, не простая, но очень интересная. В новом учебном году планирую в учебный план для 5 класса ввести элективный надпредметный курс "Школа эвристических заданий".

Имя *:
Email *:
Код *: