Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
О.Н. Гулевская, (Скачать архив) Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. ФГОС, в отличие от ГОСа 2004 года, предлагает серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатом, которые заключаются в развитии мотивационных ресурсов личности. Вместо господствующей ранее идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний, новые государственные стандарты провозгласили идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». В противовес идее приоритета знаний рассматриваются знания и умения как средство развития личности. Проблема личностного смысла образования в педагогике возникла задолго до появления новых Стандартов. Среди идей, акцентирующих внимание на личностно ориентированном образовании, основывающемся на самостоятельной, активной познавательной деятельности каждого ученика, на потребности непрерывности образования с учетом постоянно расширяющегося информационного пространства, открытости общества, необходимо отметить идею модернизации отечественного образования на компетентностной основе, которая активно обсуждалась с конца 90-х гг. 20 века и в начале 21 столетия в работах Е.Я.Когана, В.В.Лаптева, О.Е.Лебедева, Е.А.Ленской, А.А.Пинского, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина и др. В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль. Компетентностный подход, по мнению указанных авторов, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности: 2) при освоении современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков: 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках: 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда: 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов. | |
Просмотров: 524 | |
Всего комментариев: 0 | |