Вторник, 14.05.2024, 04:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 79
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование ключевых компетенций и универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС общего образования

О.Н. Гулевская,
аспирант
кафедры педагогики начального обучения
Научный руководитель – д.п.н., профессор В.П. Кузовлев

(Скачать архив) Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Главный смысл разработки федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения заключался в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства.

ФГОС, в отличие от ГОСа 2004 года, предлагает серьезное изменение смысла понятия «образовательные результаты», трактуя их как «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Конечным образовательным результатом, которые заключаются в развитии мотивационных ресурсов личности.

Вместо господствующей ранее идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний, новые государственные стандарты провозгласили идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». В противовес идее приоритета знаний рассматриваются знания и умения как средство развития личности.

Проблема личностного смысла образования в педагогике возникла задолго до появления новых Стандартов. Среди идей, акцентирующих внимание на личностно ориентированном образовании, основывающемся на самостоятельной, активной познавательной деятельности каждого ученика, на потребности непрерывности образования с учетом постоянно расширяющегося информационного пространства, открытости общества, необходимо отметить идею модернизации отечественного образования на компетентностной основе, которая активно  обсуждалась  с конца 90-х гг. 20 века и в начале 21 столетия в работах Е.Я.Когана,   В.В.Лаптева, О.Е.Лебедева, Е.А.Ленской, А.А.Пинского, И.Д.Фрумина, Б.Д.Эльконина и др. В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль.

Компетентностный подход, по мнению указанных авторов, выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности: 2) при освоении современной техники и технологии: 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков: 4) в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя; 5) в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках: 6) при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда: 7) при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения  конфликтов.

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (09.03.2014)
Просмотров: 524 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: