21:54 РАБОТА ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ | |
Современная система образования переживает в последние годы серьёзные изменения: усложняется система государственной итоговой аттестации, вводятся новые образовательные стандарты (ФГОС), внедряются новые технологии, модернизируются формы контроля и оценивания знаний на всех уровнях обучения, начиная с начальной школы. К подобным изменениям должна быть готова каждая школа. Требования времени диктуют любому педагогическому коллективу необходимость постоянного развития в направлении своего профессионального роста. Серьёзная научно-методическая работа, обмен передовым педагогическим опытом, диссеминация лучших педагогических практик ведущих образовательных учреждений района и области, работа на их базе региональных инновационных площадок стали отражением сегодняшнего дня. Одна из подобных региональных инновационных площадок действует в школе с.Вторые Тербуны: второй год, начиная с 2014 г., коллектив работает над темой «Внедрение в систему образования эффективной модели формирования универсальных учебных действий обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования». В рамках данной площадки коллектив школы делится накопленным опытом по освоению новых образовательных стандартов с педагогами нашего района и Липецкой области. 11 декабря школа гостеприимно открыла двери для заместителей директоров, руководителей РМО, учителей-предметников Тербунского района, которые приняли участие в семинаре по теме «Моделирование образовательной деятельности школы, направленной на формирование и развитие ключевых компетенций и универсальных учебных действий обучающихся». На семинаре также присутствовала ведущий специалист отдела образования администрации Тербунского муниципального района Н.В.Амещенкова. С приветственным словом к гостям семинара обратился директор школы А.И.Понарьин, который подчеркнул важность и значимость проводимого мероприятия для своего педагогического коллектива. Александр Иванович отметил, что работа в статусе инновационной площадки требует от педагогов больших внутренних затрат, но это окупается тем, что избавляет коллектив от стагнации, позволяет ему развиваться и постоянно совершенствоваться. А.И.Понарьин подчеркнул, что программа инновационной деятельности, реализуемая в школе, построена с учётом современных тенденций в образовании и направлена на развитие и совершенствование как ученического, так и учительского коллектива, а также познакомил гостей семинара с основными инновационными проектами площадки. Хозяева мероприятия подготовили для своих коллег богатую методическую программу практико-ориентированного характера. Первая часть семинара содержала открытые уроки: по обществознанию в 8 классе (учитель Болгова Н.М.), основам геометрии в 6 классе (учитель Володина В.В.), литературе в 5 классе (учитель Гулевская О.М.), биологии в 7 классе (учитель Болгова Н.В.). Все уроки были основаны на технологии деятельностного подхода и выдержаны в структуре современных требований к построению урока в соответствии с ФГОС. Учителя, проводившие их, продемонстрировали своим коллегам, как организовать на уроке работу обучающихся в группах, подвести их к самостоятельному определению темы и задач урока, создать проблемную ситуацию, выход из которой приведёт учеников к открытию нового для них знания, продуктивно и с пользой для ученика и урока в целом использовать на уроке разные источники информации (не только печатные – учебник, энциклопедия, словарь, но и электронные – образовательные и научно-популярные порталы сети интернет), ИКТ-технологии. А учащиеся, в свою очередь, показали умение работать самостоятельно, свободно использовать на уроке современные средства обучения – интерактивную доску, систему электронного голосования, ноутбуки для работы над проектом и т.д. Вторая часть семинара была посвящена обмену опытом в режиме мастер-классов и презентации современных образовательных практик. Один из проектов региональной инновационной площадки, действующей в школе с.Вторые Тербуны, - проект «Учусь учиться» - нацелен на создание эффективной образовательной среды ОУ, направленной на овладение обучающимися универсальными учебными действиями коммуникативного, регулятивного, познавательного характера. В рамках данного проекта в учебный план для 5 и 6 классах включен пропедевтический курс «Основы геометрии». Автор данного курса - кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики её преподавания ЕГУ им. И.А.Бунина Подаев Михаил Валерьевич – в этот день присутствовал на семинаре и выступил перед педагогами района. Своё выступление Подаев М.В. посвятил проблемесоциокультурного подхода к обучению, призвав учителей в преподавании того или иного предмета делать акцент не только на его предметной значимости с точки зрения подготовки к ОГЭ в 9 классе и к ЕГЭ в 11 классе, но и на социальных и культурных аспектах школьных учебных предметов. Особое внимание Михаил Валерьевич уделил вопросам математического образования, выделив при этом как наиболее важную проблему мотивации обучающихся, что особенно актуально в свете принятой в стране Концепции математического образования. Подаев М.В. также в целом отметил важность того сотрудничества, которое сложилось между ЕГУ им.И.А.Бунина и Тербунским районом, в частности поблагодарил администрацию МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны за проявленную инициативу по внедрению разработанного им в соавторстве с д.п.н., профессором Кузовлевым В.П. курса геометрии в 5 и 6 классах. Мастер-класс учителя математики Стрельниковой Татьяны Николаевны стал логическим продолжением выступления преподавателя Елецкого университета. Внедряя «Основы геометрии» в 5 классе, Татьяна Николаевна выработала собственные механизмы формирования мотивации учащихся. Её мастер-класс так и назывался - «Приёмы и способы организации продуктивной деятельности обучающихся на уроке на этапе мотивации и целеполагания». Стрельникова Т.Н., поручив присутствующим на семинаре коллегам роль учеников, показала, как с помощью самых простых незамысловатых материалов (пластилин, счётные палочки, цветная бумага и т.д.) заинтересовать учеников, вовлечь в процесс познавательной деятельности, подвести к самостоятельной постановке целей урока, зародить в детях естественную потребность в изучении сложной науки математики. Оказалось, что из простых силовых канцелярских кнопок, небольшой прямоугольной доски и детских резиночек для плетения учитель может сделать демонстрационный прибор с успехом применять его в качестве наглядного геометрического материала. А если в процесс создания такого прибора будут вовлечены и сами учащиеся, то ценность урока с его использованием увеличится многократно. Главное – нужно быть самому увлеченным учителем. Пример такого увлеченного педагога продемонстрировала на своём мастер-классе «Персональный сайт учителя как механизм развития универсальных учебных действий и ключевых компетенций обучающихся» учитель информатики, биологии и химии Болгова Н.В.Надежда Витальевна, познакомив коллег с историей создания собственного сайта и его содержанием, показала, как личный сайт учителя можно использовать в качестве образовательного ресурса для ученика. Так, например, на интернет-страничке Болговой Н.В. есть раздел «Для Вас, ребята» (содержит ссылки на словари, энциклопедии, электронные образовательные ресурсы по химии биологии, а также правила поведения в школе и другую полезную информацию), раздел «Проектно - исследовательская деятельность», в котором учитель выкладывает результаты выполненных учениками проектов и исследований, а также раздел «Проверь себя!», в котором у каждого школьника есть возможность пройти онлайн-тестирование или решить кроссворды по разным темам учебной программы. Одним из таких заданий Надежда Витальевна увлекла и участников своего мастер-класса, которые с удовольствием разгадывали кроссворд по теме проведённого в этот день учителем открытого урока биологии в 7 классе "Пчелы и муравьи - общественные насекомые". Стоит отметить, что это задание в качестве домашнего было дано учащимся на уроке. Подобная работа с личным сайтом у данного учителя носит системный характер. Использование понятных и интересных современному школьнику информационных технологий, безусловно, повышает интерес к изучаемому предмету, становится дополнительным мотивационным фактором. Ключникова Татьяна Дмитриевна, учитель иностранного языка,представила опыт организации проектной и исследовательской деятельности в рамках ещё одного проекта региональной инновационной площадки, который называется «Умники и умницы». Со своей первойисследовательской работой на тему «Языковая эквивалентность — миф или реальность?» выступили ученицы 2 класса Гулевская Арина и Ульшина Ульяна. Совместно с учителем девочки поразмышляли над тем, всегда ли и все ли слова и фразы английского языка можно переводить буквально, выяснили, что с переводом английских текстов на русский язык нужно обращаться очень аккуратно. Юные исследователи привели примеры, когда одно и то же понятие, предмет, явление в русском и английском языках имеет разные оттенки значения и ситуации употребления. В конце школьницы сделали вывод о том, что наука взаимопонимания как никогда нужна в современном мире, а для того, чтобы лучше понимать друг друга, надо учить языки и бережно относиться к любому слову. Завершился семинар круглым столом, в ходе которого прозвучал обмен мнениями о важности и необходимости подобных методических мероприятий для развития системы образования района, их практической значимости с точки зрения обогащения профессиональным опытом для всех его участников, а также слова благодарности в адрес администрации и педагогов школы за проделанную работу. Подобные мероприятия, безусловно, необходимы для того, чтобы учителя в духе времени могли обмениваться современными педагогическими находками, учиться друг у друга. Современный учитель не может «законсервироваться» в раз и навсегда удобном для него состоянии: он просто станет неинтересен современному ученику. Размышляя об этом, педагоги из разных школ района пришли к выводу, что девизом современного учителя, желающего идти в ногу со временем, должны стать слова «Учить и учиться!». | |
|
Всего комментариев: 0 | |