Понедельник, 06.05.2024, 17:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Нужна ли школьная форма?
Всего ответов: 79
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.Н. Гулевская,
аспирант кафедры педагогики
начального обучения,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района
Липецкой области
e-mail: school2vr@mail.ru

(Презентация) Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, определяет цель и основной результат российского образования как «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира»[4]. Таким образом, судить об образовательном результате следует по сформированности универсальных учебных действий: если они успешно формируются, значит идёт процесс развития личности и достигаются цели образования. Такая постановка вопроса вовсе не означает принижение роли знаний.

Вместо господствующей ранее идеи приобретения системы прочных фундаментальных знаний новые государственные стандарты провозгласили идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами»[3]. В противовес идее приоритета знаний рассматриваются знания и умения как средство развития личности.

Важно понимать, что получение знания напрямую связано с развитием УУД. Так, чтобы классифицировать, нужно владеть понятиями, чтобы доказывать свою точку зрения, надо иметь доказательную базу (т.е. владеть определённым фактическим материалом); чтобы научиться планировать, нужно быть постоянно включённым в деятельность по получению нового знания или по его применению. Знания в соответствии с задачами ФГОС важны как средство развития тех или иных способностей, умений, качеств и ценностных, нравственных ориентаций человека.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; на ступени основной школы - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Требования к результатам образования, определённые ФГОС второго поколения,  соответствуют современным представлениям об обобщенной структуре личности и деятельности человека и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин важнейшей задачей современной системы образования является формирование и дальнейшее развитие  универсальных учебных действий как составляющей фундаментального ядра образования, обеспечивающих школьникам овладение умениями учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного усвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Получение знаний и развитие УУД органично связаны между собой. Поэтому так опасна точка зрения, что на уроке учитель только может передавать знания, а заниматься развитием УУД нужно в различных внеурочных ситуациях. Также ложны рассуждения о том, что занимаясь на уроке работой по формированию УУД, учитель не успевает передавать учащимся предметное содержание урока, его знаниевый компонент. На практике учитель должен стремиться организовать усвоение нового знания с опорой на деятельностные технологии, способствующие формированию и развитию УУД, а применяя уже полученное знание для решения учебных и практических задач – создавать ситуации для применения универсальных умений.

Понятие «универсальные учебные действия» в современной педагогике в широком смысле означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно­личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Целевыми ориентирами при организации содержания и построении учебного процесса в условиях обучения по ФГОС второго поколения становятся «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы», которые включают умения («ученик научится»), но не знания, к чему привык учитель. Каждый современный урок в качестве целей (задач)  должен включать формирование тех или иных умений. Кроме предметных умений, при изучении учебных дисциплин в качестве опорного материала включается и формирование универсальных учебных действий, что также должно отражаться  в целях и задачах урока. Очевидно, что на одном уроке невозможно работать над всеми УУД. Необходима определённая выборка и соответствующее определение целей (задач) урока. Критериями могут быть:

- содержание урока. Не каждый урок в равной степени представляет возможности для формирования тех или иных УУД. Например, урок по теме «Разнообразие живой природы» уже традиционно предполагает распределение представителей живой природы на группы (звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся и т.д.), то есть само содержание «подталкивает» учителя к использованию и формированию у учащихся приёма классификации;

- составляемая учителем программа формирования УУД, в которой должна быть зафиксирована последовательность формирования УУД по годам обучения. Так, например, в первый год обучения в задачи урока может включаться регулятивное УУД «осуществлять действия по реализации плана» в варианте «учится работать по предложенному плану», в 3 и 4 классах уже можно в качестве задачи обозначить «обучение самостоятельному составлению плана и работе по нему».

При отборе и структурировании содержания образования, выборе конкретных методов и форм обучения должны учитываться цели формирования конкретных видов УУД. Успешность их развития решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, а именно от ориентации на сущностные знания в определенных предметных областях.

Особую значимость приобретает необходимость включения в содержание урока регулятивных УУД, которая исходит из требования реализации деятельностного подхода, поскольку эти действия являются структурными элементами деятельности. Речь идёт в первую очередь о таких УУД как целеполагание, планирование, оценка.

Универсальные учебные действия – это способы осуществления деятельности, которые обеспечивают человеку готовность и способность учиться и самостоятельно строить свою жизнь. В данном контексте хотелось бы остановиться на некоторых важных моментах.

1. По своей природе  универсальное учебное действие – это способ, то есть понятный учащемуся порядок, алгоритм осуществления действия (деятельности). Для того чтобы целесообразно применять определённое УУД, ученик должен понимать его предназначение, знать его существенные стороны и обязательные этапы выполнения. Следовательно, сформировать УУД – значит обучить учащегося различным способам действия, таким, как, например, сравнение объектов, аргументирование точки зрения, моделиование и т.д. каждый из этих способов представляет собой осознанное умение, в основе которого лежит определённый, сформированный опытом человечества алгоритм выполнения.

2. На уроках русского языка учитель формирует умение находить по признакам (безударный гласный в корне, суффикс или часть речи); на уроках математики – учит сравнивать (числа, дроби, выражения) и т.д. Казалось бы, что нового может дать работа по формированию УУД, если она и так включена в содержание урока? Но это новое в содержании и уровне обобщенности передаваемых способов. Универсальные учебные действия не привязаны к конкретному учебному предмету, учебной теме и учебной деятельности вообще. Они рассматриваются в контексте жизнедеятельности человека в целом. Осознанное владение УУД обеспечивает успешность деловой и межличностной коммуникации, адаптацию в новой ситуации, способность осуществлять поиск и осмысление новой информации, выполнение практического дела, развитие мышления и творчества. Формируются они внутри учебного процесса благодаря предметному знанию, опыту учебной деятельности и учебной коммуникации. Знание – естественная и необходимая основа их формирования. Но назначение УУД связано не сколько с учебной, сколько с жизненной успешностью человека. Так, например, умение сравнивать лежит в основе важной для современной жизни способности – выбирать. Чем лучше человек умеет сравнивать различные жизненные альтернативы, тем объективнее и продуманнее осуществляется его выбор. Становление этого умения должно начинаться уже в 1 классе с формирования у ученика умения определять цели, аспекты и признаки для сравнения различных объектов или явлений на уроках математики, русского языка, литературы и др.

3. УУД обеспечивают эффективность осуществления деятельности человека. Свой смысл они приобретают только внутри определённой цели. Поэтому любой алгоритм осуществления УУД начинается с анализа цели и постановки вопросов: что и с какой целью мы хотим сравнить? Что мы этим хотим доказать? Для чего составляем план действий? Важно научить детей всегда начинать с этих вопросов, так как только после этого можно предельно точно выбрать аспект для сравнения объектов, основание для классификации, аргументы для защиты позиции и т.д. К сожалению, эта постановка цели часто упускается при разработке заданий, направленных на формирование и развитие УУД. Так, задания на сравнение начинаются со слов:  «найди отличия между…», «сравни между собой…» и др. В таких заданиях нет чёткого указания  на цель сравнения, потому оно не учит таким важным этапам сравнения, как определение точки зрения на объект, выявление существенных признаков. Предлагается лишь фрагмент способа сравнения, и в результате не происходит формирование целостного умения. 

Каждое универсальное учебное действие может быть описано как способ, то есть последовательность шагов, алгоритм. Совокупность таких способов обеспечивает эффективное осуществление деятельности на всех её этапах: целеполагания, планирования, выбора рационального действия, контроля, оценивания и рефлексии. Учащийся, овладевший универсальными учебными действиями, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы: Для чего я это делаю? Что именно и в каком порядке я делаю? Каким образом я это делаю? Верным ли путём я двигаюсь? Как я оцениваю то, что сделал(а)? Как я оцениваю то, как я это делал(а)? Какие новые задачи передо мной встают теперь? 

Таким образом, сформировать УУД у учащегося – значит передать ему способы осуществления деятельности на всех её этапах, которые он смог бы осознанно и в системе применять для решения как учебных, так и жизненных задач[2].

В соответствии с этим предъявлены новые требования к типологии, структуре, содержанию современного урока, методологии его подготовки и проведения. При этом технологии обучения и формы организации учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода должны лежать в основе каждого из них: проектные технологии, технологии организации учебно-исследовательской деятельности, технологии уровневой дифференциации, технологии развивающего обучения, обучение на основе учебных ситуаций, диалоговые технологии, технология развития критического мышления, коммуникативные  технологии. Для достижения новых результатов необходимо использовать такие технологии проведения уроков, которые на выходе давали бы эти результаты. В качестве примера выращивания организационных общеучебных умений служит технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности.

Так, например, в соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом. В качестве важнейшего элемента деятельности выступает выполнение продуктивных заданий, готовые варианты выполнения которых не могут быть найдены в учебнике, а должны быть получены в результате умственных действий по анализу и синтезу информации из учебника: в его текстах и иллюстрациях есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Их роль в выращивании функционально грамотной личности значительна. Все задания нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению, и не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности. Невозможно качественно отвечать на вопросы по естествознанию и не освоить умение наблюдать за окружающим миром и делать самостоятельные умозаключения. Недостаточно формулировать грамотно правила русского языка, если ты не научился их использовать в повседневной практике. Продуктивные задания становятся одним из средств достижения нового результата в образовании.

В качестве основного для обозначения структуры урока, соответствующего требованиям ФГОС,  принят деятельностный принцип. Структура учебной деятельности, по В.В.Давыдову, включает: учебные ситуации (или задачи), учебные действия, действия контроля и оценки.  Чтобы не упустить эти элементы из поля зрения, необходимо отразить их в структуре урока. Один из вариантов это сделать – выделить соответствующие структурные элементы деятельности в качестве этапов урока. В таком случае структура урока в технологии деятельностного метода может выглядеть так:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу».  У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

2. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.

3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который нужно ответить, или в виде темы урока.

4. «Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение учебной задачи (устно), обсуждение проекта её решения.

5. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Сначала предлагается из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

8. Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

Таким образом, ФГОС делает акцент на деятельностном подходе к организации обучения: знания имеют ценность не сами по себе, а как средство развития личности, в применении к опыту деятельности, который ученик осваивает на основе полученного знания.

Принципиальное различие новой дидактики урока в сравнении с традиционным подходом заключается в том, что научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности ученика. В процессе деятельности у учащегося целенаправленно развиваются новые способности, при этом попутно усваиваются знания.

Структура современного урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение и др.). Цель урока становится равна результату учебной, образовательной деятельности.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод о четырёх важных характеристиках деятельностного урока: 1) по своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности; 2) деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся; 3) постоянно нарастает степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности;  4) основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений.

Таким образом, деятельностный урок, направленный на формирование и развитие УУД в условиях реализации ФГОС общего образования – это система действий, направленных на достижение планируемого результата.

 

Список литературы:

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. - М: Просвещение, 2008. - 150 с.

2. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Т. Мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий в начальной школе. 1класс: метод. пособие для учителя. - Самара: Учебная литература; Федоров, 2011.

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2010.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (09.03.2014)
Просмотров: 4313 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: