О.Н.Гулевская,
с.Вторые Тербуны
аспирант кафедры ПНО ЕГУ им. И.А.Бунина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района
ФГОС, предъявляя требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы, приоритетными указывают профессиональное развитие педагога, уровень его квалификации.
В ФГОС среднего общего образования, завершающем систему Стандартов нового поколения для школьного образования, в п.22 «Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы» указано описание квалификации педагогических работников ОУ, которые должны отражать:
- компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
- сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
- общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
- самоорганизованность, эмоциональную устойчивость [2:37].
По содержательным, методологическим требованиям ФГОС у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:
- обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
- осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
- разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
- выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
- организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
- реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
- использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
Разработанная и утверждённая модель профессионального стандарта педагогической деятельности представляет собой систему требований к качествам (компетентностям) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности.
Согласно определению, данному В. Д. Шадриковым: компетентность – новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности[5:59].
Можно утверждать, что эти качества сводятся к знаниям, умениям, способностям и характеристикам работника, которые в своих интегральных проявлениях лежат в основе профессиональной компетенции.
Таким образом,исходя из требований стандарта к профессиональной деятельности педагогической компетенции будут соответствовать следующие компетентности: компетентность в области общей педагогической культуры;компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;компетентность в целеполагании учебной деятельности;компетентность в предмете преподавания;компетентность в принятии решений, связанных с решением педагогических задач;компетентность в организации учебной деятельности.
Опираясь на разработанный и утверждённый профессиональный стандарт педагога, используя материалы базовых компетентностей педагога, предложенные В. Д. Шадриковым, в контексте нашего исследования были изучены уровни сформированности (по позициям «владею», «владею частично», «не владею») следующих компетентностей:
1) компетентность в области общей педагогической культуры;
2) предметная компетентность;
3) методическая компетентность педагога;
4) информационная компетентность;
5)операционально-деятельностная компетентность в организации образовательного процесса.
Обработаны анкеты 200 опрошенных педагогов (учителя истории и обществознания – 32 чел., и учителя химии и биологии – 44 чел., учителя русского языка и литературы – 36 чел., учителя математики – 36 чел., учителя начальных классов – 52 чел.).
Каждая из вышеперечисленных компетентностей представляет собой набор определённых профессиональных умений.
С целью определения проблемного поля в развитии профессиональной компетенции педагогов в условиях перехода на обучение по ФГОС начального общего образованияостановимся на анализе некоторых из указанныхкомпетентностей, профессиональных умений на примере педагогов начальной школы.
Позиция 1.Общая культура, уровень интеллигентности – это сочетание жизненных установок и ценностных ориентаций, культуры речи и культуры межличностных отношений. Одно из ведущих мест в оценке общей культуры педагога занимает нравственность, проявляющаяся в гуманности и служении людям. Такая позиция полностью согласуется с целевыми установками педагогической деятельности, направленной на развитие, поддержку, совершенствование человека.
В составе данной компетентности самооценке педагогами подвергались следующие показатели:1.1. знания теоретических основ педагогики; 1.2. выражение гуманистической позиции педагога; 1.3. открытость к принятию других позиций, точек зрения; 1.4. общая культура; 1.5. умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;1.6. позитивная направленность на педагогическую деятельность.
Обобщённые диагностические данные представлены в таблице:
Показатели
|
Владею
|
Владею частично
|
Не владею
|
-знания теоретических основ педагогики;
|
73%
|
27%
|
-
|
-выражение гуманистической позиции педагога;
|
59%
|
40%
|
1%
|
-открытость к принятию других позиций, точек зрения;
|
81%
|
17%
|
2%
|
-общая культура;
|
53%
|
46%
|
1%
|
-умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;
|
49%
|
49%
|
2%
|
-позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе.
|
63%
|
34%
|
3%
|
Детально анализируя сформированность профессиональных умений в области общей педагогической культуры можно выделить те параметры, которыми владеют значительное большинство педагогов с позиции самооценки (количественные показатели 70% и выше):
-понимание целей и задач педагогических взаимодействий со школьниками в процессе их обучения, воспитания, развития;
-знание характеристик уроков различных типов;
-умение создавать ситуацию успеха для обучающихся;
-умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны;
-умение проявлять интерес к мнениям и позициям других;
-учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся;
-знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для их решения;
- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;
-позитивное настроение и желание работать.
Вместе с тем большое количество педагогов считают, что владеют частично (т.е. данная функция проявляется не всегда и потому не является окончательно сформированной профессиональной компетентностью) умением принимать решения в различных педагогических ситуациях; общей культурой; сформированностью гуманистической позиции педагога.
Раскроем вышеуказанные параметры:
Показатели
|
Владею
|
Владею частично
|
Не владею
|
Выражение гуманистической позиции педагога:
|
59%
|
40%
|
1%
|
Умение создавать ситуацию успеха для обучающихся
|
70 %
|
29 %
|
1
|
Умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность
|
55%
|
45%
|
0
|
Умение находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития
|
79%
|
21%
|
0%
|
Умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты.
|
30%
|
63%
|
7%
|
Общая культура:
|
53%
|
46%
|
1%
|
Ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни, знание материальных и духовных интересов молодёжи
|
63%
|
37%
|
0%
|
Умение и возможность продемонстрировать свои достижения
|
42%
|
55%
|
3%
|
Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях
|
49%
|
49%
|
2%
|
Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для их решения
|
70%
|
30%
|
0%
|
Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций
|
49%
|
49%
|
2%
|
Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила
|
37%
|
58%
|
5%
|
Знание критериев достижения цели
|
33%
|
63%
|
4%
|
Знание нетипичных конфликтных ситуаций
|
46%
|
53%
|
1%
|
Знание примеров разрешения конкретных педагогических ситуаций
|
49%
|
49%
|
2%
|
Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе
|
63%
|
34%
|
3%
|
Осознание целей и ценностей педагогической деятельности
|
76%
|
24%
|
0%
|
Позитивное настроение, желание работать
|
76%
|
20%
|
4%
|
Высокая профессиональная самооценка
|
37%
|
58%
|
5%
|
Обращают на себя внимание показатели с высокими количественными характеристиками (45% и выше), свидетельствующие очастичной сформированноститаких профессиональных знаний и умений, как:умение осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность;умение разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты;умения и возможность демонстрировать свои достижения и т.д.
В ходе анализа вышеуказанных параметров обнаружены следующие противоречия: с одной стороны значительное количество педагогов отмечает умение создавать ситуации успеха для обучающихся, с другой стороны отмечают проблемы, связанные с умением осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность учащихся, что является одним из составляющих умения создавать ситуации успеха. Кроме того, анкетируемые педагоги отмечают сформированное умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, с другой стороны имеются указывают на трудности в умении разрабатывать индивидуально-ориентированные образовательные проекты. Выявленные противоречия могут свидетельствовать либо о непонимании в полном объёме вышеуказанных умений, либо о владении теоретическими знаниями в данной области и трудностями в применении их на практике.
Позиция 3. Методическая компетентность. Необходимым критерием грамотной работы педагога служит умение адекватно подбирать приёмы и методы работы в рамках одного занятия или цикла занятий. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересов, меняет выбор методов с учётом конкретных условий;в работе использует методы, побуждающие детей рассуждать. Важным элементом преподавания являются используемые педагогом методические материалы и дополнительные источники. Каждый приём, используемый педагогом, способствует достижению целей всего занятия.
Данный параметр представлен следующими показателями:3.1. Владение методикой преподавания.3.2. Умение пользоваться методами исследовательской работы.3.3. Постановка целей и задач педагогической деятельности. 3.4. Компетентность в методах преподавания.3.5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.3.6. Компетентность в организации учебной деятельности.3.7. Компетентность во владении методикой формирования культуры умственного труда.
Детализируя показатели по данным направлениям, мы увидели, что большое количество опрошенных педагогов (40% и выше) в результате самооценки указанных показателей считают, что владеют частично (т.е. данная функция проявляется не всегда и потомунеявляется окончательно сформированной профессиональной компетентностью):умением пользоваться методами исследовательской работы;компетентностью в методах преподавания; разработкой программ педагогической деятельности и принятием педагогических решений.
Позиция4. Информационная компетентность. Информация является обязательным компонентом педагогической деятельности как системы. Любая учебная задача разрешима, если ученик владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации. Чем адекватнее, точнее и полнее будет информационная основа деятельности, тем эффективнее будет осуществляться профессиональная педагогическая деятельность.
В нашем исследовании данный параметр представлен следующими показателями:4.1. Умение вести самостоятельный поиск информации.4.2. Регулярное использование ИКТ, интернет-технологий в профессиональной деятельности.
Полученные результаты представим в виде таблицы:
Показатель
|
Владею
|
Владею частично
|
Не владею
|
-умение вести самостоятельный поиск информации
|
67%
|
33%
|
0%
|
-регулярное использование ИКТ, интернет-технологий в профессиональной деятельности.
|
49%
|
39%
|
12%
|
Видно, что значительное количество педагогов умеют вести самостоятельный поиск информации с использованием различных информационно-поисковых технологий, используют возможности ИКТ, однако регулярно использовать ИКТ в профессиональной деятельностимогут лишь 49% педагогов, а 12% не умеют совсем. Трудности, по мнению самих опрошенных, заключаются в: использовании интернета для оперативного информирования и взаимодействия с родителями обучающихся; регулярном использовании электронных образовательных ресурсов в ходе образовательного процесса.
Позиция 5.Операционально-деятельностная компетентность в организации образовательного процесса в проводимомпредставленатакими показателями, как:5.1. Знание психологических особенностей учащихся.5.2. Знание и владение педагогическими технологиями.5.3. Мотивация учебной деятельности.5.4. Компетентность в субъективных условиях деятельности.5.5. Компетентность в педагогическом оценивании.5.6. Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающихся.5.7. Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.5.8. Компетентность в способах умственной деятельности.5.9. Владение технологиями обучения и формами организации современного урока на основе системно-деятельностного подхода.5.10. Реализация педагогического оценивания деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта.5.11. Наличие и применение инструментов для организации оценки УУД.5.12. Проектирование собственного профессионального и личностного развития.
Полученные данные показывают, что, к сожалению, большое количество педагогов частично владеют реализацией педагогического оценивания деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта. В частности, для нихзатруднительно:проведение интерпретации результатов достижений обучающихся (64%);осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи (58%);использование нестандартизированных работ (53%) (15% опрошенных педагогов не владеют этим умением вовсе); проведение стартовой и промежуточной диагностики, организация внутришкольного мониторинга (51%).
В проектировании собственного профессионального и личностного развития трудности возникают в умении обобщать собственный опыт (42%), во владении методами и приёмами самообразования (37%).
Таким образом, проведённое анкетирование показало наличие частично сформированных базовых компетентностей, которыми педагоги, по собственному признанию, владеют частично или не владеют вовсе. А следовательно, в указанных условиях невозможна эффективная реализация ими требований Стандарта, успешное решениезадач профессиональной педагогической деятельности.
В связи с этим уместно, на наш взгляд, говорить о необходимости организации соответствующей работы внутри образовательного учреждения по развитию и совершенствованию профессиональной компетенции педагогов в условиях перехода на обучение по ФГОС начального общего образования. Считаем, что традиционных форм и приёмов методической, научно-практической работы с педагогами при всей их содержательности и испытанностивременем недостаточно. Системно-деятельностный подход, ставший методологией ФГОС и образовательного процесса школы, должен стать и основополагающим в работе по повышению профессиональной грамотности и компетенции учителей.
К традиционным формам методической работы мы относим такие формы, как: педагогические советы, единые методические дни, недели, декады, работа научно-методического совета ОУ, работа школьных, кустовых, межшкольных и районных методических объединений, организация круглых столов, методических семинаров, повышение профессионального мастерства педагогов через систему курсовой подготовки.
В условиях перехода на обучение по ФГОС необходима новая, инновационная по форме и содержанию работа с педагогами, способствующая их профессиональному росту, достижению заявленных Стандартом требований. К таким формам, опираясь из собственный имеющийся на сегодняшний день опыт и опытно-экспериментальные разработки в рамках проводимого диссертационного исследования, считаем уместным отнести такие формы, как:
стажировка педагогов на базе лучших образовательных учреждений области и за её пределами,
работа региональной стажировочной площадки на базе образовательного учреждения,
организация и взаимодействие проблемных групп педагогов по выработке практических решений в работе над определённой методической или иной проблемой,
сетевое взаимодействие педагогов на уровне муниципалитета, региона, в том числе с использованием информационных технологий, сети интернет, дистанционного оборудования (например, проведение вебинаров муниципального и регионального уровня, направленных на решение проблемных вопросов, волнующих педагогов),
ведение учителем собственного сайта в сети интернет. Считаем, что подобная работа не только ступень в развитии профессионализма учителя, но и необходимая составляющая информационной среды школы. С одной стороны, сайт можно рассматривать как своеобразное публичное электронное портфолио педагога, которое отражает профессиональные успехи, методические наработки, работу по самообразованию, содержит сценарии уроков и внеклассных мероприятий. С другой стороны, личный сайт учителя становится мощным современным образовательным ресурсом для ученика: он может содержать как дополнительные материалы для учащихся, тестовые задания для самоконтроля, так и творческие задания для высокомотивированных учеников, заинтересованных предметом; учить, например, азам сетевого взаимодействия в рамках создания ученического проекта и т.д.
тренинги по развитию профессионального самосознания, использование рефлексивных методик в работе с учителем,
практикумы по использованию и освоению современного оборудования,
мастер-классы учителей - обладателей инновационного, передового педагогического опыта,
привлечение педагогов к участию в профессиональных конкурсах, творческих форумах и фестивалях,
проведение научно-практических конференции педагогов «Мастерство и поиск», фестиваля школьных проектов и иных мероприятий, инициирующих творческое развитие учителя.
В качестве одной из новых форм работы, апробированных в нашем ОУ, можем назвать разработанную на основе педагогических этюдов московского педагога Сергея Плахотникова «Африканские хроники» деловую игру по педагогическому проектированию.В ходе игры организуется работа в фокус-группах: педагоги на основе небольших очерков, созданных С.Плахотниковым во время работы в одной из африканских школ, определяют педагогическую проблему и разрабатывают проект её решения на основе предложенного специального бланка. При этом происходит разбор педагогической ситуации, определяется педагогическая позиция автора и собственная, поиск решений по технологии проектирования. В конце работы – взаимная экспертиза педагогических проектов, рефлексия участников.
ФГОС ставит перед нами задачи, решение которых напрямую связано с проектированием профессионального и личностного развития педагога. Учитель творческий, инициативный, знающий и умеющий, владеющий современными технологиями и применяющий их на практике. Такой педагог интересен своему ученику, который живёт в современном мире и современным ритмом. От наших профессиональных умений и качеств зависит достижение планируемых результатов образования, на которые ориентированы новые Стандарты, в том числеформирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. А значит, такая готовность и способность должна быть сформирована прежде всего у самого учителя.
Литература
1. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития [Текст] / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - М.: Гардарики, 2007. - 354 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования[Текст] / М-во образования и науки Рос.Федерации.– М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения)
3. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 9.
4. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. М. : Логос, 2012.
5. Шадриков В. Д., Кузнецова И. В. Профессиональные компетенции педагогической деятельности // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58-69. |