Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Гулевская Ольга Николаевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области, аспирант кафедры педагогики начального обучения ЕГУ им. И.А.Бунина (Из опыта работы по переходу на ФГОС НОО). Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное гражданское поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Основными образовательными целями при этом выступают: - развитие самоактуализирующейся и самореализующейся личности школьника, его общекультурной, личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной компетентности; - обеспечение условий для самоопределения учащихся в жизни и будущей профессиональной деятельности; - развитие толерантности, адаптивных и творческих способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, готовности к непрерывному образованию, самообразованию. Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ. Создание и реализация ООП НОО требует принципиально нового, компетентностно-деятельностного подхода к формированию образовательной среды начальной школы. В 2010 году МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны в числе 25 пилотных школ Липецкой области начала обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Перед школой встала задача построения нового образовательного пространства, отвечающего требованиям, заложенным в Стандарте. Как известно, результаты начальной ступени образования Стандарт делит на три категории: личностные, метапредметные, предметные. При этом подчёркивается, что развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [4, с.3]. Таким образом, доминантной установкой для выпускника начальной школы должно стать формирование собственного опыта, самостоятельность и продуктивность в разных видах деятельности. В контексте ФГОС второго поколения образовательное учреждение выступает как форма организации образовательного пространства. Оно представляет собой комплекс правил и норм, регламентирующих образование, определяющих порядок организации образовательного пространства человека. Исходя из этого, образовательная среда начальной школы должна стать не только обучающим, но и развивающим и социализирующим пространством, которое: -обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развитие и воспитание обучающихся; -гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; - является дружественной по отношению к обучающимся и педагогам. Считаем, что в данных условиях именно деятельностный принцип построения образовательной среды начальной школы является наиболее эффективным и востребованным, так как направлен на развитие ребёнка как субъекта познания и структурирование его субъектного опыта средствами обучения и воспитания. Имея в своём содержании аксиологический, когнитивный, творческий и личностный компоненты, он предполагает практическую реализацию ребёнком всего того, что он приобрёл в процессе обучения в своей жизнедеятельности. Выстраивая новую образовательную среду начальной школы, основанную на деятельностном подходе, коллектив школы проводит существенные изменения внутренней педагогической системы: - в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания: усвоения ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетентностей современного человека; - в содержании образования: от совокупности абстрактных теоретических понятий к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире и способах социально нормированного практического действия и поступка в нём; - в педагогической деятельности учителя: от монологического изложения к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися; - в учебно-познавательной деятельности учащихся: от репродуктивной, «ответной» позиции приёма и запоминания учебной информации к созиданию образа мира в себе самом посредством погружения в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры; - в технологическом обеспечении образовательного процесса: от традиционных к инновационным технологиям деятельностного типа, когда в основу совместной деятельности обоих субъектов образовательного процесса положены принципы активного творческого взаимодействия, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности; - в школьной образовательной среде как системе условий формирования, развития и социализации личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении; - в отношениях с внешней средой, задающей внешний контекст образовательной деятельности школы: с семьёй, социальным окружением, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром. Образовательная среда должна способствовать обеспечению комфортности существования и развития детей и взрослых, личностному росту субъектов среды, их развитию и социализации. Происходит овладение разными способами действия, где каждый субъект среды оказывает влияние на другого субъекта и в связи с этим может изменить собственную позицию, выработать новый способ взаимодействия или своими суждениями, действиями оказать влияние на изменение позиций других субъектов [5, с.37]. Именно поэтому в построении образовательной среды школы, на наш взгляд, следует выделить личностно-деятельностный аспект: набор компетенций опирается не только на структурированный социальный опыт и опыт личности, но также на основные виды деятельности учащихся, позволяющие овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В связи с этим школа определяет следующие ключевые компетенции, формирование которых должно быть заложено в Программе развития и являться системоинтегрирующим компонентом организации образовательного процесса: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования. Одним из показателей качества образовательной среды школы является направленность образовательного процесса на раскрытие и развитие личного потенциала каждого ребенка. Создавая условия для развития личности младшего школьника в процессе освоения культурных образцов жизни, учитывая и выстраивая образовательную среду, школа формирует тип своей жизнедеятельности, влияющий на образование учащихся, их интересы, личностные смыслы, а также корректирует и профессиональную деятельность учителя. Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны разработана в соответствии с целью современного начального образования – формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающей социализацию обучающегося. Образовательное пространство начальной школы представлено урочной, внеурочной, внеклассной деятельностью учащихся. Предметное содержание образования (урочное пространство) реализуется через основные способы действия, систему предметных знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно-оценочные действия младших школьников. Главная задача ученика начальной школы, поставленная в Стандарте, – освоение умения учиться. Именно поэтому среди основных педагогических технологий и приёмов организации учебного труда, используемых учителями начальных классов школы – проектная технология, технология РКМ, проблемно-диалогическая форма проведения урока, игровые, интерактивные технологии, групповая работа, информационно-коммуникационные технологии, работа с интерактивной доской, позволяющие поставить ученика в активную позицию, сделать его не объектом, а субъектом учения. Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в школе сформировано пространство внеурочной образовательной деятельности. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребенка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника. Кроме того, важно отметить, что образовательное пространство начальной школы тесно связано с социальной средой и поддерживается следующими связями: 1. МОУ ДОД «Центр внешкольной работы с детьми и подростками» (с.Тербуны): педагоги Центра ведут часы внеурочной деятельности. 2. «Школа искусств» с.Тербуны: на базе школы проходит обучение по классу баяна. 3. ЕГУ им. И.А.Бунина: школа – базовая площадка для проведения экспериментального исследования по созданию компетентностно-деятельностной образовательной модели школы в условиях перехода на обучение по ФГОС второго поколения. 4. Липецкий институт развития образования: школа – региональная экспериментальная площадка по направлению создания эффективных воспитательных систем. 5. Родительское сообщество, в партнерстве с которым решаются вопросы условий обучения. 6. Культурно-спортивный комплекс «Олимпийский»: посещение бассейна, организация совместных спортивных и культурно-массовых мероприятий. 7. МУК «Поселенческий центр досуга и культуры» с.Вторые Тербуны: участие в совместных праздниках, конкурсах, фестивалях, выставках и акциях. 8. Администрация сельского поселения Второго Тербунского сельского совета: реализация совместных социальных проектов, «тимуровские рейды». Указанные связи позволяют в разных направлениях организовать продуктивную деятельность обучающихся: спортивно-оздоровительную, художественно-эстетическую, социальную, общекультурную. Выделяя основные направления для реализации Программы внеурочной деятельности, особое значение отводим проектированию как технологии, используемой при организации работы по всем направлениям. Так, например, второй год в школе реализуется интегрированный социально-культурный проект «Мир, в котором Я живу», направленный на формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, социализацию младшего школьника, акцентирующий внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. Среди разнообразных форм работы – мини-проекты «Я, моя семья, мои друзья», «Я и мой край родной», что позволяет организовать совместную деятельность школы с семьями учащихся, проводить семейные праздники, привлекать материалы школьного музея истории села. Большой интерес учащихся и их родителей вызывает работа фольклорного кружка «Улыбка» как формы реализации внеурочного курса «Основы народной культуры». Знакомство с историей и бытом родного села, изучение музыкальной и песенной культуры русского народа, родного края, создание творческих проектов; знакомство с историей и бытом родного села, без сомнения, способствуют духовно-нравственному развитию учащихся начальной школы. А участие в песенных конкурсах и фестивалях, сельских и районных праздниках, посещение концертов является прекрасной базой для приобретения собственного социального опыта. В рамках общеинтеллектуального направления с 2011 года в школе проводятся занятия внеурочного курса «Юный исследователь». Решению занимательных задач, ребусов, кроссвордов, головоломок сопутствует организация проектно-исследовательской деятельности. Презентация первых творческих и исследовательских работ, конкурсы интеллектуального характера, на наш взгляд, не только развивают логическое мышление, различные виды памяти, внимания, воображения, но и формируют самостоятельность, помогают развитию самосознания и самоконтроля, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Считаем, что разработанная и реализуемая в школе программа внеурочной деятельности способствует, наряду с урочной формой организации учебного процесса, достижению метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Литература: 1. Дерябо С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды. М., 1997. 2. Кузовлев В.П., Музальков А.В. Философия активности учебной деятельности учащихся: Монография. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина,2004. 3. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Текст] / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №1. – С.29-31. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 . 5. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. | |
Просмотров: 3889 | Комментарии: 2 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||