Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Информационная образовательная среда школы как механизм формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий школьников в условиях обучения по ФГОС общего образования
Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Как составной элемент метапредметных результатов обучения ФГОС определяет формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). Именно УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. Исследователи Андрей Викторович Хуторской и Володар Викторович Краевский в книге «Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений» выделили ключевые образовательные компетенции учащихся, основанные на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции, компетенция личностного самосовершенствования [1, 137-138]. Данный перечень ключевых компетенций, на наш взгляд, непосредственно проецируется на результатах обучения и универсальных учебных действиях, сформулированных в Стандарте. Сам термин "ключевые компетентности" указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений и навыков. Так, например, личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Из самой формулировки видно, что в основе достижения данных результатов лежит формирование ценностно-смысловой, общекультурной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования. Метапредметные и предметные результаты обучения вряд ли достижимы без формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций. Среди учебных действий, которые должны отражать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, Стандарт выделяет такие, как: - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - умение работать в материальной и информационной образовательной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [3, 6-7]. Таким образом, можно уверенно утверждать, что в условиях обучения по ФГОС общего образования информационно-образовательная среда (ИОС) становится важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования, нацеленной на достижение метапредметных результатов, формирование универсальных учебных действий, овладения учащимися коммуникативной, информационной, иными видами ключевых компетенций. Информационная компетенция – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем. Информационно-коммуникативная компетентность как внутренне качество человека в современных условиях является одной из ключевых, которыми должна обладать личность, способная успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Данная компетенция является не только целью образования на данном этапе его развития, но и средством достижения высокого уровня знаний современного школьника. Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает одна из главных задач курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей. Изучение информатики уже в начальной школе (а в МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны оно осуществляется с 1992 года) служит существенным подспорьем в развитии новой информационной и коммуникативной грамотности, содержание которой значительно шире классических «трёх навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Имеется в виду активный поиск всех разновидностей и типов информации, её восприятие и анализ, создание информационных объектов различных типов, установление связей, организация информации надлежащим образом, проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения. Информационные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать у обучающихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. В результате освоения предметного содержания курса по информатике учащиеся начальной школы получают возможность приобрести информационные общие умения, навыки и способы деятельности: 1) овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации, использования компьютера; 2) осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталоге библиотеки; 3) представлять информацию в табличной форме, в виде схем; 4) организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значения; 5) создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц. В дальнейшем эти умения и способы деятельности отрабатываются, совершенствуются и усложняются в основной и старшей школе в процессе изучения учебного предмета информатики и ИКТ. Современная школа, выстраивая собственную информационную образовательную среду, безусловно, не вправе ограничивать её наличием компьютерного класса и системой преподавания информатики и ИКТ. Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС общего образования) включает: - комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; - совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; - систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС. С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности [2. 65]. Неотъемлемым элементом формирования ИОС школы в условиях работы по Стандартам второго поколения становится внедрение ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся и учителя, использование электронных образовательных ресурсов, организация сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся, участие в сетевых проектах, интернет-олимпиадах и дистанционных конкурсах с использованием информационных технологий. Практика проведения уроков с использованием ИКТ, ЭОР, ЦОР, интерактивной доски, электронных учебников способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, внимания и памяти, стимулирует познавательную активность, расширяет возможности получаемой информации. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок интересным, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Ещё одним эффективным механизмом формирования ключевых компетенций, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД школьников становится участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, проводимых с использованием информационных технологий и возможностей системы Интернет. Среди таких ресурсов востребованными у наших школьников стали Всероссийский конкурс «Инфознайка», Всероссийские дистанционные викторины «Русский – играючи», «По дорогам Сказочной страны», Всероссийский дистанционный блиц-турнир «Отдыхай с «Разнобоем», Всероссийский конкурс «Лучший ученик», Международный онлайн - конкурс по безопасному использованию Интернета «Интернешка», Всероссийская историческая олимпиада «Наше наследие» и др. Внедрение конкурсных и проектных мероприятий в ИОС школы способствует: • стимулированию самостоятельной творческой деятельности учащихся, интереса детей к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных дистанционных мероприятиях; • повышения познавательной активности участников дистанционных мероприятий; • развитию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности, творческих способностей обучающихся. Так, например, на федеральном сайте линии УМК "Английский язык 2-11 кл." издательства "Просвещение" размещены проекты учащихся нашей школы Гулевского Даниила и Ключниковой Елены, выполненные на английском языке. Руководитель проектов – учитель английского языка Ключникова Т.Д.. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Ещё одной не менее важной составляющей ИОС школы в современных условиях становится школьный сайт, который должен выполнять функции не только информационного лица школы в сети Интернет: он должен стать внутренним образовательным ресурсом, объединяющим всю школьную систему обучения и воспитания, первоисточником необходимой информации для родителей и учащихся. Пополнить ресурсы ИОС школы могут личные сайты педагогов. В условиях формирования информационного общества и модернизации образования персональный сайт учителя становится не только его своеобразным публичным электронным портфолио, которое отражает профессиональные успехи, методические наработки, работу по самообразованию, содержит сценарии уроков и внеклассных мероприятий. Личный сайт педагога становится современным образовательным ресурсом для ученика, мощным фактором индивидуализации и дифференциации обучения: он может содержать как дополнительные материалы для учащихся, тестовые задания для самоконтроля, так и творческие задания для высокомотивированных учеников, заинтересованных предметом; учить, например, азам сетевого взаимодействия в рамках создания ученического проекта, предлагать тестовые индивидуальные задания и т.д. Примерами подобной работы могут служить собственные сайты педагогов школы: учителей информатики Болговой Н.В., Моргачёва В.Н., учителя математики Стрельниковой Т.Н., учителей русского языка Аношенковой О.А., Гулевской О.М., учителя иностранного языка Ключниковой Т.Д. и др. Учитель, владеющий современными информационно-коммуникационными технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества, становится партнером ребенка в процессе обучения. Развитие информационной культуры и педагогов, и учащихся способствует повышению эффективности их совместной деятельности. Развитие ИОС школы в условиях обучения по ФГОС общего образования является необходимым механизмом формирования ключевых компетенций, универсальных учебных действий, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Спасибо за внимание! 1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высшщих учебных заведений / В.В.Краевский, А.В.Хуторской — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. 2. Осмоловская, И. Обучение в информационно-образовательной среде // Директор школы. - 2010. - №5. - с.64-68 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010. | |
Просмотров: 1027 | |
Всего комментариев: 0 | |