Понедельник, 06.05.2024, 20:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Какие книги Вы читали летом?
Всего ответов: 77
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Информационная образовательная среда школы

Информационная образовательная среда школы как механизм формирования  ключевых компетенций и универсальных учебных действий школьников в условиях  обучения по ФГОС общего образования

Гулевская О.Н.,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
Тербунского муниципального района
Липецкой области, 
аспирант кафедры педагогики начального обучения
ЕГУ им. И.А.Бунина


   Конкретной формой реализации процесса модернизации образования стал поиск перспективных подходов к повышению качества образования, одним из которых является компетентностный подход. Он заключается в формировании у школьников набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в жизни, разных видах деятельности, а информационные технологии, в совокупности с педагогическими технологиями, становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, закладывающие основы для саморазвития и самосовершенствования человека. 

Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.  Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Как составной элемент метапредметных результатов обучения ФГОС определяет формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных). Именно УУД обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Исследователи  Андрей Викторович Хуторской и Володар Викторович Краевский в книге «Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений» выделили ключевые образовательные компетенции учащихся, основанные на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции, компетенция личностного самосовершенствования [1, 137-138]. Данный перечень ключевых компетенций, на наш взгляд, непосредственно проецируется на результатах обучения и универсальных учебных действиях, сформулированных в Стандарте. Сам термин "ключевые компетентности" указывает на то, что они являются "ключом", основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных умений и навыков.

Так, например, личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Из самой формулировки видно, что в основе достижения данных результатов лежит формирование  ценностно-смысловой, общекультурной, социально-трудовой компетенций, компетенции личностного самосовершенствования.

Метапредметные и предметные результаты обучения вряд ли достижимы без формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной компетенций. 

Среди учебных действий, которые должны отражать метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, Стандарт выделяет такие, как:

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- умение работать в материальной и информационной образовательной среде в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета [3, 6-7].

Таким образом, можно уверенно утверждать, что в условиях обучения по ФГОС общего образования информационно-образовательная среда (ИОС) становится важнейшим условием и одновременно средством формирования новой системы образования, нацеленной на достижение метапредметных результатов, формирование универсальных учебных действий, овладения учащимися коммуникативной, информационной, иными видами ключевых компетенций.

Информационная компетенция – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем.

Информационно-коммуникативная компетентность как внутренне качество человека в современных условиях является одной из ключевых, которыми должна обладать личность, способная  успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни. Данная компетенция является не только целью образования на данном этапе его развития, но и средством достижения высокого уровня знаний современного школьника.

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает одна из главных задач курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения поставленных целей.

Изучение информатики уже в начальной школе (а в МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны оно осуществляется с 1992 года) служит существенным подспорьем в развитии новой информационной и коммуникативной грамотности, содержание которой значительно шире классических «трёх навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Имеется в виду активный поиск всех разновидностей и типов информации, её восприятие и анализ, создание информационных объектов различных типов, установление связей, организация информации надлежащим образом, проектирование и конструирование объектов и действий, различные построения.

Информационные технологии позволяют наиболее эффективно сформировать у обучающихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

В результате освоения предметного содержания курса по информатике учащиеся начальной школы получают возможность приобрести информационные общие умения, навыки и способы деятельности:  

1) овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранение информации, использования компьютера;

2) осуществлять поиск необходимой информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталоге библиотеки;

3) представлять информацию в табличной форме, в виде схем;

4) организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значения;

5) создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц.

          В дальнейшем эти умения и способы деятельности отрабатываются, совершенствуются и усложняются в основной и старшей школе в процессе изучения учебного предмета информатики и ИКТ.

Современная школа, выстраивая собственную информационную образовательную среду, безусловно, не вправе ограничивать её наличием компьютерного класса и системой преподавания информатики и ИКТ. Информационная образовательная среда (ИОС) образовательного учреждения (в контексте ФГОС общего образования) включает: 

- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; 

- совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; 

- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности [2. 65].

Неотъемлемым элементом формирования ИОС школы в условиях работы по Стандартам второго поколения становится внедрение ИКТ в урочную и внеурочную деятельность обучающихся и учителя, использование электронных образовательных ресурсов, организация сетевого взаимодействия педагогов и обучающихся, участие в сетевых проектах, интернет-олимпиадах и дистанционных конкурсах с использованием информационных технологий.

Практика проведения уроков с использованием ИКТ, ЭОР, ЦОР, интерактивной доски, электронных учебников способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов, внимания и памяти, стимулирует познавательную активность, расширяет возможности получаемой информации.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя  способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

За счёт использования мультимедийных технологий также происходит развитие наглядно-образного мышления школьников, а возможность моделировать объекты и явления способствует повышению познавательной активности и мотивации к учению. Активное использование на уроках информационных технологий позволяет делать урок интересным, привлечь ученика к сотрудничеству. Использование ИКТ на различных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Ещё одним эффективным механизмом формирования ключевых компетенций, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД школьников становится участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, проводимых с использованием информационных технологий и возможностей системы Интернет. Среди таких ресурсов востребованными у наших школьников стали Всероссийский конкурс «Инфознайка», Всероссийские дистанционные викторины «Русский – играючи», «По дорогам Сказочной страны», Всероссийский дистанционный блиц-турнир «Отдыхай с «Разнобоем», Всероссийский конкурс «Лучший ученик», Международный онлайн - конкурс по безопасному использованию Интернета «Интернешка», Всероссийская историческая олимпиада «Наше наследие» и др. 

Внедрение конкурсных и проектных мероприятий в ИОС школы способствует:

        стимулированию самостоятельной творческой деятельности учащихся, интереса детей к получению новых знаний путем участия в интеллектуальных дистанционных мероприятиях;

        повышения познавательной активности участников дистанционных мероприятий;

        развитию информационной, коммуникативной, общекультурной компетентности, творческих способностей обучающихся.

Так, например, на федеральном сайте линии УМК "Английский язык 2-11 кл." издательства "Просвещение" размещены проекты учащихся нашей школы Гулевского Даниила и Ключниковой Елены, выполненные на английском языке. Руководитель проектов – учитель английского языка Ключникова Т.Д.. 

Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Ещё одной не менее важной составляющей ИОС школы в современных условиях становится школьный сайт, который должен выполнять функции не только информационного лица школы в сети Интернет: он должен стать  внутренним образовательным ресурсом, объединяющим всю школьную систему обучения и воспитания, первоисточником необходимой информации для родителей и учащихся.

Пополнить ресурсы ИОС школы могут личные сайты педагогов. В условиях формирования информационного общества и модернизации образования персональный сайт учителя становится не только его своеобразным публичным электронным портфолио, которое отражает профессиональные успехи, методические наработки, работу по самообразованию, содержит сценарии уроков и внеклассных мероприятий. Личный сайт педагога становится современным образовательным ресурсом для ученика, мощным фактором индивидуализации и дифференциации обучения: он может содержать как дополнительные материалы для учащихся, тестовые задания для самоконтроля, так и творческие задания для высокомотивированных учеников, заинтересованных предметом; учить, например, азам сетевого взаимодействия в рамках создания ученического проекта, предлагать тестовые индивидуальные задания и т.д. Примерами подобной работы могут служить собственные сайты педагогов школы: учителей информатики Болговой Н.В., Моргачёва В.Н., учителя математики Стрельниковой Т.Н., учителей русского языка Аношенковой О.А., Гулевской О.М., учителя иностранного языка Ключниковой Т.Д. и др.

Учитель, владеющий современными информационно-коммуникационными технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества, становится партнером ребенка в процессе обучения. Развитие информационной культуры и педагогов, и учащихся способствует повышению эффективности их совместной деятельности. Развитие ИОС школы в условиях обучения по ФГОС общего образования является необходимым механизмом формирования ключевых компетенций, универсальных учебных действий, достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. 

Спасибо за внимание!

 Список литературы:

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие для студентов высшщих учебных заведений / В.В.Краевский, А.В.Хуторской — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.

2.  Осмоловская, И.  Обучение в информационно-образовательной среде // Директор школы. - 2010. - №5. - с.64-68

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // М.: Просвещение, 2010.

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (09.03.2014)
Просмотров: 981 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: