Вторник, 07.05.2024, 03:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Проверка слова
Словари русского языка
www.gramota.ru
Поиск
Мой сайт
Вас заинтересовал сайт? Предлагаю обменяться ссылками
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы качеством образования в школе?
Всего ответов: 54
Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ЕГПУ им. Бунина Сочинение в 11 классе ФГОСУправление образования и науки Липецкой области  Министерство образования и науки Российской Федерации  Официальный портал администрации Липецкой области Учительская газета Управление образования и науки Липецкой областиУправление образования и науки Липецкой области Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ФГОСУправление образования и науки Липецкой области Отдел образования Тербунского района Администрация Тербунского района

Персональный сайт                                                Гулевской Ольги Николаевны


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО
О.Н. Гулевская 
Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина

Резюме. В статье рассматривается деятельностный принцип построения образовательной среды начальной школы в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты; приводится опыт по разработке Программы развития ОУ в направлении создания компетентностно-деятельностной образовательной модели школы. Анализируя образовательную среду начальной школы конкретного образовательного учреждения, автор обращает внимание на необходимость использования деятельностного принципа в организации урочной и внеурочной сфер учащихся для достижения заявленных результатов обучения.

Ключевые слова: деятельностный принцип, образовательная среда, федеральный государственный образовательный стандарт, базовые компетенции личности, универсальные учебные действия, результаты обучения, урочная и внеурочная деятельность учащихся.

 

Resume. This article discusses the activity principle of creating an educational environment for primary school in the conditions of transition to federal state educational standards; the author presents the experiment of designing the programs of developing educational institutions in the direction of creating competence-activity educational model of school. The author analyses an educational environment of primary school of specific educational institution and takes notice of necessity of using activity principle in organization outside and classroom activities.  

Key words: the activity principle, the educational environment, Federal State Educational Standards, basic personal competence, results of teaching, universal study  activities.

 

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения нацелены на формирование у учащихся базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникационной, самореализации, самообразования. При этом компетентность понимается как «новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте» [2, с.12]. В такой трактовке подчёркивается системно-деятельностный характер компетентностного подхода, раскрывается сущность тех практических проблем и задач, которые предстоит решать выпускнику общеобразовательной школы.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное гражданское поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Основными образовательными целями при этом выступают:

- развитие самоактуализирующейся и самореализующейся личности школьника, его общекультурной, личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной компетентности;

- обеспечение условий для самоопределения учащихся в жизни и будущей профессиональной деятельности;

- развитие толерантности, адаптивных и творческих способностей к жизни в динамично меняющемся, многонациональном и многоконфессиональном обществе, готовности к непрерывному образованию, самообразованию.

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира именно начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека.

Одним из главных условий успешности начального образования является обеспечение соответствующей современным требованием образовательной среды ОУ. Создание ООП НОО требует принципиально нового, компетентностно-деятельностного подхода к формированию образовательной среды начальной школы.

В 2010 году МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны в числе 25 пилотных школ Липецкой области начала обучение по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. Перед школой встала задача построения нового образовательного пространства, отвечающего требованиям, заложенным в Стандарте, в том числе и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Результаты начальной ступени образования Стандарт делит на три категории: личностные, метапредметные, предметные.

Личностные результаты обучения в Стандарте раскрываются в десяти пунктах, для которых ключевыми словами можно взять: патриотизм, толерантность, адаптивность, установка на учение, самостоятельность и ответственность, эстетика, этика, сотрудничество, здоровье и безопасность.

Метапредметные результаты определены как универсальные учебные действия – то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания.

При этом подчёркивается, что развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,  познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [8, с.3].

Как видим, доминантной установкой для выпускника начальной школы должно стать формирование собственного опыта, самостоятельность и продуктивность  в разных видах деятельности. 

Считаем, что в данных условиях именно деятельностный принцип построения образовательной среды начальной школы является наиболее эффективным и востребованным, так как направлен на развитие ребёнка как субъекта познания и структурирование его субъектного опыта средствами обучения. Имея в своём содержании аксиологический, когнитивный, творческий и личностный компоненты, он предполагает  практическую реализацию ребёнком всего того, что он приобрёл в процессе обучения в своей жизнедеятельности.

Выстраивая новую образовательную среду начальной школы, основанную на деятельностном подходе, коллектив школы проводит существенные изменения внутренней педагогической системы:

- в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания: от обеспечения усвоения школьниками ЗУНов к формированию базовых социальных и предметных компетенций/компетентностей современного человека;

- в содержании образования: от совокупности абстрактных теоретических понятий, попредметно разбросанных по многим учебным дисциплинам, к системным, межпредметным, надпредметным, метапредметным, практико-ориентированным концептуальным представлениям о мире и способах социально нормированного практического действия и поступка в нём;

- в педагогической деятельности учителя: от монологического изложения учебного материала к педагогике творческого сотрудничества и диалога с обучающимися;

- в учебно-познавательной деятельности учащихся: от репродуктивной, «ответной» позиции приёма и запоминания учебной информации к созиданию образа мира в себе самом посредством погружения в мир интеллектуальной, духовной, социальной и предметной культуры;

- в технологическом обеспечении образовательного процесса: от традиционных к инновационным технологиям деятельностного типа, когда в основу совместной деятельности обоих субъектов образовательного процесса положены принципы активного творческого взаимодействия, единства познавательной, исследовательской и будущей практической деятельности;

- в школьной образовательной среде как системе условий формирования, развития и социализации личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;

- в отношениях с внешней средой, задающей внешний контекст образовательной деятельности школы: с семьёй, социальным окружением, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта, страной и миром;

- в финансовом, материально-техническом, организационном и кадровом обеспечении школьной образовательной системы.

В соответствии с этим скорректирована программа развития образовательного учреждения в направлении создания компетентностно-деятельностной образовательной модели школы. Её цель – построение современной модели образовательного учреждения, ориентированного на внедрение компетентностно-деятельностного подхода и расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся; формирование базовых компетентностей выпускника школы (информационной, коммуникационной, самореализации, самообразования) посредством реализации педагогических технологий деятельностного подхода.

Реализация этой программы предполагает:

- осмысление ценностей и целей компетентностного образования в русле теории деятельностного подхода;

- усиление метапредметной составляющей содержания обучения, формирования метапредметных компетенций, в том числе «умения учиться»;

- апробацию и на этой основе конкретизацию педагогических технологий деятельностного обучения применительно к задачам реализации компетентностного подхода и условиям работы образовательного учреждения;

- интеграцию на основе методологии компетентностно-деятельностного обучения инновационных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, представленных в практике учителей, их органичное сочетание с традиционными;

- научно-педагогическую рефлексию хода и результатов педагогического эксперимента, коррекцию принятых решений на основе диагностики их эффективности.

Деятельностный подход, включая элементы культурологической концепции (знания, усвоенные способы и индивидуальный опыт репродуктивной и творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к действительности), направлен к тому, чтобы практически реализовать знания, умения и навыки, развить способности, позволяющие эффективно действовать за пределами ситуаций и сюжетов, которые изучаются в школе, обогащать субъектный опыт и осмыслять собственные жизнедеятельность и бытие в мире.

(Смотреть материал полностью)

Категория: Мои статьи | Добавил: ОльгаN (09.03.2014)
Просмотров: 975 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: